355266 работ
представлено на сайте
Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников

Диплом Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников, номер: 68719

Номер: 68719
Количество страниц: 94
Автор: proffi61111
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников , Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Состояние проблемы формирова...

Автор:

Дата публикации:

Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников
logo
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Состояние проблемы формирова...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
    1.1. Состояние проблемы формирования речи в дошкольном возрасте 8
    1.2.Характеристика и компоненты произносительной стороны речи 13
    1.3.Специфика нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте 23
    1.4. Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у дошкольников 36
    Выводы по первой главе 50
    Глава 2. Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников
    2.1. Организация экспериментального исследования 52
    2.2.Исследование произносительной стороны речи у старших дошкольников 57
    2.3.Преодоление нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников 72
    2.4. Анализ результатов логопедической работы 76
    Выводы по второй главе 85
    Заключение 87

    Введение

    Большинство детей дошкольного возраста, обращающихся за логопедической помощью, составляют дети с нарушениями произносительной стороны речи, выраженными, главным образом, в минимальной степени. Квалификация этих отклонений далеко не всегда бывает достаточно убедительной.
    Произносительная сторона речи включает в себя фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесное ударение и фразовая интонация со всеми её средствами, соблюдение норм орфоэпии. Сходные нарушения произносительной стороны речи представляют собой, главным образом, несформированность звукопроизношения разной степени проявления и разной этиологии. Наряду с изучением всех компонентов произносительной стороны речи в целях уточнения/определения дифференциальных критериев диагностики минимальных проявлений речевой патологии представляется необходимым исследовать и дать характеристику грамматического оформления высказывания (синтаксического и морфологического), связной речи. [2]
    Для большого ряда речевых расстройств характерны фонетические нарушения разной степени тяжести. Чаще всего фонетические нарушения в минимальной степени расцениваются разными специалистами то, как дислалия, то, как стёртая дизартрия. Только в процессе коррекционной работы становится ясным, к какой форме речевой патологии может быть отнесено это расстройство. Диагностике нарушений произносительной стороны речи посвящено много работ (Е.Ф. Архипова, Б.М. Гриншпун, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, О.А. Токарева и др.). Единственная форма речевой патологии, выраженность которой представлена в литературе как минимальное проявление, является стёртая дизартрия. Однако, минимальные проявления могут касаться любой формы речевой патологии, а в тех случаях, когда они объединены сходной симптоматикой, их дифференциальная диагностика будет затруднена.[6]
    В связи с этим представляется необходимым уточнение диагностических критериев речевой патологии. Вопросы диагностики нарушений произносительной стороны речи изучались в работах В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, О.А. Токаревой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основными методами исследования большинства авторов являлись логопедические и психолого-педагогические методы, которые позволяют выделить лишь уровень речевого развития. Наряду с этим существует много публикаций, в которых детально рассмотрена общая психолого-педагогическая картина таких речевых расстройств, которые диагностируются как дислалия или стёртая дизартрия (Е.Ф. Архипова, Б.М. Гриншпун, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, О.А. Токарева и др.). [17] В работах Л.В. Лопатиной, касающихся диагностики стёртой дизартрии указано, что, несмотря на минимальные проявления клинических признаков дизартрии, можно выделить все формы дизартрии, которые описаны у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова и др.). Е.Ф. Архипова в своих работах указывает на необходимость проведения ранней квалифицированной дифференциальной диагностики дизартрических расстройств, позволяющей количественно и качественно оценивать все линии речевого развития ребёнка. [3, 15, 22]
    Анализ литературы свидетельствует, что задачи дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений требуют разработки новых исследовательских задач и синтетического подхода, объединяющего методологический аппарат разных специальностей (клиническая, клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых расстройств, нейропсихологический подход в диагностике и пр.). В том числе это касается диагностики проявлений речевой патологии, в особенности в тех случаях, когда они объединены сходной симптоматикой.
    Цель исследования – изучить особенности проявлений речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников
    Объект исследования – дошкольники с минимальными проявлениями речевой патологии.
    Предмет исследования – произносительная сторона речи у детей 6 – 7 лет.
    Гипотеза исследования –
    1. коррекционная работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей позволит эффективно снизить формы речевой патологии при её минимальных проявлениях.
    2. коррекция произносительной стороны речи достигает своих положительных результатов при правильной ее организации и эффективном взаимодействии игр, упражнений и логопедического массажа.
    В соответствие с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
    1. Провести анализ современных исследований по проблеме нарушений произносительной стороны речи.
    2. Выявить особенности проявления речевой патологии при нарушении произносительной стороны речи.
    3. Исследовать произносительную сторону речи у детей старшего дошкольного возрасте.
    4. Экспериментально апробировать коррекционную программу по преодолению нарушений произносительной стороны речи.
    5. Сформулировать выводы
    Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:
     теоретический анализ педагогической, психологической, нейропсихологической и специальной педагогической литературы по теме исследования;
     констатирующий эксперимент с использованием психолого-педагогических методов
     обучающий эксперимент, который включал дифференцированные методы коррекции нарушений произносительной стороны речи и других нарушений речевого развития;
     контрольное обследование детей
     метод количественной, качественной обработки и обобщения полученных результатов.
    Методологическую основу исследования составили научно - теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская); положение о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев и др.).
    Научная новизна исследования заключается в том, что:
     получены новые данные о проявлениях разных форм речевых расстройств у детей со сходными нарушениями произносительной стороны речи;
     определены диагностические признаки явлений речевой патологии разной этиологии у детей со сходными нарушениями произносительной стороны речи;
    Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
     выделены диагностические критерии проявлений разных форм речевой патологии при сходных нарушениях произносительной стороны речи;
     дифференциальная диагностика сходных нарушений произносительной стороны речи представляет собой развитие ранее известных положений о наличии проявлений стёртой дизартрии;
     научно обоснованы основные направления дифференцированной логопедической работы при проявлениях разных форм речевой патологии.
    Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
    Результаты исследования могут использоваться логопедами детских общеобразовательных учреждений и центров психолого - медико-социального сопровождения в рамках практической работы при диагностике сходных нарушений произносительной стороны речи;
    Научно-методические материалы исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов дефектологического факультета отделения логопедии и олигофренопедагогики, на курсах повышения квалификации логопедов, дефектологов, психологов специальных и массовых дошкольных и школьных учреждений.
logo

Другие работы