355266 работ
представлено на сайте
Военная трилогия Куприна как роман воспитания

Диплом Военная трилогия Куприна как роман воспитания, номер: 70203

Номер: 70203
Количество страниц: 103
Автор: proffi61111
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Военная трилогия Куприна как роман воспитания , Введение
Глава 1. «Кадеты» - заря становления человеческой
личности.
1.1. «Грезы» Миши Буланина и столкновение с действительн...

Автор:

Дата публикации:

Военная трилогия Куприна как роман воспитания
logo
Введение
Глава 1. «Кадеты» - заря становления человеческой
личности.
1.1. «Грезы» Миши Буланина и столкновение с действительн...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение
    Глава 1. «Кадеты» - заря становления человеческой
    личности.
    1.1. «Грезы» Миши Буланина и столкновение с действительностью.
    1.2. Педагогическая деятельность преподавателей и воспитателей
    в кадетском корпусе.
    1.3. Влияние среды, коллектива сверстников.
    1.4. Озлобление как результат воспитания.
    Глава 2. «Юнкера»: вторая ступень подготовки
    будущих офицеров.
    2.1. Идеализация быта как отличительная черта романа.
    2.2. Три стороны жизни юнкера Александрова
    2.2.1. Поэзия юношеской любви.
    2.2.2. Увлечение искусством
    2.2.3. Будни закрытого военного учебного заведения.
    2.3. Изменения в мировоззрении А.И. Куприна, отразившееся
    в романе.
    Глава 3. «Поединок»: результат воспитания офицерства.
    3.1. История создания повести.
    3.2. Отзывы критиков на появление произведения.
    3.3. Прототипы героев «Поединка».
    3.4. Разоблачение пороков военной среды в лице русского
    офицерства и их жен.
    3.5. Эпизодические персонажи, отражающие положительные идеалы автора (Михин, Стельковский, корпусной генерал).
    3.6. Офицеры-идеалисты в повести Куприна.
    З.6.1. Л. Назанский как учитель Ромашова и рупор некоторых
    идей автора
    3.6.2. Самовоспитание Ромашова.
    3.6.3. Главный герой в оценке критики
    3.7. Плачевные итоги подготовки и воспитания офицерства.
    3.8. Неудовлетворенность Куприна произведениями, входящими
    в трилогию.
    Глава 4. Художественное мастерство писателя.
    4.1. Особенности творчества, эстетические принципы.
    4.2. Своеобразие стилистики и языка произведений Куприна
    (на материале повести «Поединок»).
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    БИБЛИОГРАФИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Военная тема в творчестве Куприна занимает важное место. Именно с разработкой этой темы в значительной степени связаны индивидуальная ок¬раска таланта писателя, то новое, что внесено им в русскую литературу. Ху¬дожник многообразного жизненного опыта, Куприн особенно глубоко изучил армейскую среду, в которой провел четырнадцать лет, открыл перед нами мало исследованную литературой область русской жизни, впервые с таким художественным мастерством и так детально показал офицерскую среду. И нужно было очень хорошо знать все закоулки армейской жизни, побывать во всех кругах ада царской казармы, чтобы создать широкое и достоверное изо¬бражение царской армии - теме, которой Куприн посвятил много творческо¬го труда. Это в большинстве своем рассказы, но есть и более крупные произ¬ведения: повести, роман. Однако из всех произведений, объединенных этой тематикой, по нашему мнению, особенно выделяются повести «Кадеты», «Поединок» и роман «Юнкера». В них Куприн не просто изображает картину нравов, полкового быта, а пытается выявить социальные истоки сложившей¬ся в армии обстановки. Он показывает глубинные причины духовного кризи¬са русского офицерства5/ большая часть которых - следствие процесса воспи¬тания в кадетских корпусах и юнкерских училищах.
    Исходя их этого, мы сочли возможным объединить «Кадеты», «Поеди¬нок» и «Юнкера» в трилогию, хотя заранее предвидим ряд возражений про¬тив такой сюжетно-жанровой классификации триптиха.
    Во-первых, сам автор эти произведения в трилогию не объединил и ни¬когда не пытался этого сделать.
    Во-вторых, в произведениях, включенных в трилогию, действует обычно один и тот же главный герой. В «Кадетах», «Юнкерах» и «Поединке» - раз¬ные герои: Миша Буланин, Алексей Александров, Юрий Ромашов. Но, несмотря на разные имена, перед нами единый герой, с которым связан процесс воспитания и становления русского офицера.
    В-третьих, эти произведения разностильны, а роман «Юнкера» еще и не закончен с точки зрения сюжетного развития (не завершена линия Александ¬ров - Зина Белышева).
    В-четвертых, произведения написаны не в том хронологическом поряд¬ке, в каком мы объединили их в трилогию («Кадеты», «Юнкера», «Поеди¬нок»). «Кадеты» написаны в 1900 году, «Поединок» - в 1905 году, работа над «Юнкерами» шла пять лет - с 1927 по 1932 год.
    И, наконец, эти произведения отражают разное мировоззрение писателя, которое с годами изменилось. И если «Кадеты» и «Поединок» (первое и последнее произведение нашей трилогии) отражают взгляд на мир Куприна-реалиста, то в «Юнкерах» уже заметна романтическая идеализация юности пожилым человеком.
    Мы сознательно нарушили хронологию анализа произведений, выстраи¬вая ее по принципу отражения процесса роста и становления человеческой личности, а, следовательно, считаем второстепенными выше перечисленные противоречия, так как объединяем эти произведения в трилогию по наличию в них признаков романа воспитания.
    Здесь мы идем вслед за М.М. Бахтиным, классифицировавшим романы по принципу построения образа и выделившим четыре типа романа: роман странствий, роман биографический, роман испытаний и роман воспитания.1 Причем последний - самый молодой из этих типов, он сложился в эпоху Просвещения. Считают, что первым романом воспитания было произведение Х.М. Виланда «Агатон». Одним из теоретиков этого вида романа стал Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что персонаж не должен всегда читателю - в совер¬шенно готовом виде, а должен быть дан писателем в развитии: «Мои моло¬дые герои очень милы, но, чтобы их полюбить тридцатилетними, надо их знать в двадцать лет. Надо прожить с ними долго, чтобы привязаться к ним; и лишь, когда оплачешь их ошибки - оценишь их добродетели»2.
    Мы не будем углубляться в историю романа воспитания, о которой можно прочитать в работах многих исследователей, таких как Диалектова А.В.3, Сулейманов А.А.4, Мудесити М.П.5, а остановимся лишь на его теоре¬тико-литературных основах, выделенных Бахтиным.6
    Главный признак романа воспитания - образ становящегося человека, то есть герой, его характер - величина переменная, а не постоянная (в отличие от трех других типов романа), и она приобретает сюжетное значение.
    Но роман воспитания внутренне неоднороден. М.М. Бахтин выделяет пять подтипов:
    1. Чисто возрастной тип, с циклическим развитием характера, то есть повторяющимся в каждой жизни
    2. Типически повторяющийся - путь становления человека от юно¬шеского идеализма к зрелой трезвости и практицизму.
    3. Биографический тип - становление происходит в биографиче¬ском времени и является результатом всей деятельности человека.
    4. Дидактико-педагогический роман: в основе его - педагогическая идея, его признак - морализм.
    5. Реалистический тип (самый существенный) - становление чело¬века не на неподвижном фоне мира (как в четырех других), а становление вместе с миром. Человек уже не внутри эпохи, а «на рубеже двух эпох... Переход совершается в нем и через него. Он принужден становиться но¬вым, небывалым еще типом человека... В таком романе во весь рост вста¬нут проблемы деятельности и возможности человека, свободы и необхо¬димости, и проблема творческой инициативности; образ становящегося человека начинает преодолевать здесь свой приватный характер, и выходит... в сферу исторического бытия».7 С этим подтипом тесно связано понятие среды, которая влияет на фор¬мирование характера человека и в противоречие с которой человек часто вступает.
    Каждый из этих подтипов в чистом виде практически не встречается. С нашей точки зрения, трилогия Куприна более всего близка к пятому подтипу, хотя включает в себя и некоторые черты второго (Ромашов в «Поединке» проходит путь от идеализма к трезвому реалистическому восприятию жизни).
    Кроме того, обобщив исследования М.П. Мудетиси8 , мы выделили еще несколько признаков, характерных для романа воспитания в целом:
    1. Героем такого романа часто избирается «средний человек, однако за его внешней наивностью, заурядностью скрывается колоссальное бо¬гатство человеческой натуры, огромные потенциальные возможности по¬лезной жизнедеятельности, преданного и разумного служения обществу»9.
    2. Герою свойственно самоуглубление, вживание в природу, вчувствование в искусство, погруженность в любовное томление.
    3. Это обычно герой-искатель (искатель правды, искатель смысла жизни).
    4. Часто расхождение между природой человека и его воспитанием, средой, в которой он живет и действует, и даже конфликт с «миром».
    5. В романе воспитания обычно есть герои, направляющие воспита¬тельный процесс главного персонажа. Они стараются предупредить их ошибки и ведут героев по пути познания (как, например, Назанский в «Поединке»).
    6. Хроникальный сюжет, воспроизводящий в хронологической по¬следовательности многообразные события.
    7. Психологизм, интерес к душевной жизни героев - неотъемлемый признак этого вида романа.
    8. Роман воспитания часто обретает глубокий политический смысл. Все перечисленные признаки проявляются в произведениях, объединен¬ных нами в трилогию, в той или иной степени.
    Таким образом, эта трилогия - предмет нашего исследования - имеет вполне характерные, достаточно стройные и логичные признаки романа воспитания.
    Цель работы - рассмотреть эти признаки по ходу анализа каждой из частей, дабы подтвердить правомерность выдвинутых нами доводов.
    Приступая к исследованию трилогии Куприна, мы также ставили перед собой и ряд более конкретных задач:
    - проанализировать жизненные истоки военной темы в творчестве писателя;
    - выявить результат, какой дают годы обучения в военных учебных заве¬дениях, и причины, обусловливающие его;
    - на примере произведений, представленных в трилогии, выяснить изме¬нения в мировоззрении Куприна;
    - ответить на вопрос, с чем связана неудовлетворенность автора «Кадетами», «Юнкерами» и «Поединком», и какую оценку они получили у крити¬ки;
    - и, наконец, попытаться понять, в чем сила художественного мастерст¬ва писателя, то есть рассмотреть особенности творчества Куприна, которые сделали его уникальным явлением литературы, эстетические принципы, своеобразие стилистики и языка созданных им произведений.
logo

Другие работы