Номер: 69276
Количество страниц: 67
Автор: proffi61111
Диплом Терроризм, уголовно-правовые средства по борьбе с ним, номер: 69276
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика террористической деятельности и основания уголовного преследования 6
1.1. Понятие, сущность и признаки терроризма 6
1.2 Общественная опасность терроризма 12
1.3 Освобождение от уголовной ответственности за терроризм 16
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма 21
2.1 Объективные признаки терроризма 21
2.2 Субъективные признаки и субъект терроризма 27
2.4 Квалификационные признаки 32
2.5 Особо квалификационные признаки 34
Глава 3. Особенности уголовного преследования по делам террористической направленности 43
Заключение 59
Литература: 64
Введение
Терроризм как явление насчитывает не одно столетие своего су¬ществования, однако никогда прежде он не приобретал таких масштабов и не рассматривался как один из основных и наибо¬лее опасных вызовов безопасности человечеству, как в конце прошлого и начале нынешнего века. И не только потому, что вполне реальной представляется возможность использования международными террористическими организациями оружия массового уничтожения.
Современная индустриальная инфраструктура развитых госу¬дарств, включающая многие тыся¬чи радиоактивных, химических и биологических объектов, пре¬доставляет реальную возможность для террористов наносить ка¬тастрофический ущерб даже без использования собственного оружия массового уничтожения, хотя их стремление получить в свои руки такое оружие очевидно.
Трагические события в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 г., в Москве и ряде других городов мира стали моментом истины в осознании угрозы широкомас¬штабных терактов, многие десятки которых совершались в по¬следнее десятилетие прошлого века по всему миру.
Подобные трагедии и очевидные угрозы их вариаций дали сильнейший толчок к консолидации всего мирового сообщества во всех обла¬стях противодействия международному терроризму, включая военную операцию в Афганистане, обмен разведывательной информацией, блокирование незаконных финансовых потоков, ужесточение мер контроля и защиты радиоактивных, химичес¬ких и других материалов.
Показателен в этом отношении и резко возросший поток публи¬каций по проблемам анализа истоков, сущности и потенциала терроризма, направлений противодействия ис¬ходящим от него угрозам. Несмотря на то, что ряд направлений этих исследований отличается достаточной научной глубиной и логикой, все же ощущается явный недостаток системных (как теоретических, так и прикладных) исследований в этой области. Последние представляются более чем актуальными для разра¬ботки практических направлений противодействия терроризму, поскольку системный анализ любых угроз предполагает прежде всего, насколько это возможно, исчерпывающее структуриро¬ванное знание противника по его целям, задачам, финансовому, материально-техническому и профессиональному потенциалу, вооружению и многим другим параметрам. Так, например, не¬обходима систематизация потенциальных объектов террористи¬ческой деятельности по степени их доступности, по ущербу при их разрушении, так как эти данные являются необходимой ба¬зой для организации противодействия терактам. Очевидно, что подобные исследования в относительно законченном виде тре¬буют привлечения специализированных организаций и значи¬тельного числа высококвалифицированных профессионалов, имеющих опыт работы в этих направлениях.
Отдельной проблемой становится необходимость эффективного уголовно-правового преследования террористической деятельности. О возросшей значимости и актуальности данной проблемы, в частности, свидетельствует и современно развитие отечественного законодательства в соответствующей области.
Так, например, в 90-х годах прошлого века процессе обсуждения проекта Уголовного кодекса было предложено несколько вариантов решений о нормах, предусматриваю¬щих ответственность за террористические преступления. Так, в одном из проектов УК (глава «Преступления против общественного порядка и об¬щественного спокойствия») терроризм был определен как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, если эти действия совершены в целях наруше¬ния общественной безопасности, устрашения населения либо воздей¬ствия на принятие решений органами власти».
Другой проект УК (глава «Преступления против государства») содер¬жал норму о террористических действиях, под которыми понимались «со¬вершение взрывов, поджогов или иных общеопасных действий в целях дестабилизации обстановки или воздействия на принятие решений госу¬дарственными органами» .
Оба проекта избегали использования термина «террористический акт» (хотя первый из вышеназванных и содержал норму об убийстве Прези¬дента РФ).
В еще одном проекте УК не было норм ни о терроризме, ни о терро¬ристическом акте .
В принятый в 1996 г. УК РФ вошли статьи о терроризме, заведомо лож¬ном сообщении об акте терроризма и террористическом акте (ст. ст. 205, 207 и 277). Первые две включены в главу 24 «Преступления против обще¬ственной безопасности» (раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»), вторая — в главу 29 «Престу¬пления против основ конституционного строя и безопасности государ¬ства» (раздел X «Преступления против государственной власти»).
Статья 205 УК терроризм определяет как «совершение взрыва, поджо¬га или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных обще¬ственно опасных последствий, если эти действия совершены в целях на¬рушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказа¬ния воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Наступление тяжких последствий, как и наличие ряда других обстоя¬тельств, является квалифицирующим признаком терроризма (к послед¬ним Федеральный закон от 9 февраля 1999 г. отнес деяния, сопряженные «с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или ис¬точников радиоактивного излучения»).
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. из числа квалифицирующих признаков терроризма исключена неоднократность (п. «б» ч. 2 ст. 205 УК).
Федеральным законом от 21 июля 2004 г. наказание за терроризм ужесточено, в частности введено пожизненное лишение свободы в слу¬чае его совершения при наличии особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 205 УК).
До 21 июля 2004 г. терроризм, предусмотренный ч. 1 ст. 205 УК, отно¬сился к тяжким преступлениям, а терроризм, предусмотренный ч. ч. 2 и 3 ст. 205 УК, — к особо тяжким преступлениям. В настоящее время все виды терроризма отнесены к особо тяжким преступлениям. Соответ¬ственно, наказуемы не только приготовление к терроризму, предусмот¬ренному ч. 1—3 ст. 205 УК, но и его укрывательство.
Таким образом, по сравнению с УК 1960 г. новый УК расширил поня¬тие терроризма, включив в него также угрозу совершения запрещенных законом действий. Наряду с этим УК 1996 г. к двум целям терроризма до¬бавил еще одну — цель устрашения населения.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. УК дополнена ст. 205-1 «Во¬влечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению». Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за вовлечение лица в совершение преступления, предусмот¬ренного статьями 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК, или склонение лица к уча¬стию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финан¬сирование акта терроризма либо террористической организации. Квали¬фицирующим признаком (ч. 2 ст. 205-1 УК) является совершение лицом тех же деяний с использованием своего служебного положения.
УК РФ сохранил понятие «террористический акт». Согласно ст. 277 УК, посягательство на жизнь государственного или обществен¬ного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, является синонимом террористического акта.
Если по ранее действовавшему УК теракт включал убийство и причи¬нение тяжкого телесного повреждения, то новый УК объективную сторо¬ну теракта характеризует как убийство или покушение на убийство потер¬певшего. По-иному сформулирована также цель теракта — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего. Обязательным стал мотив преступления — месть за государственную или иную политическую деятельность. Наконец потерпевшим теперь может быть только государственный или общественный деятель.
В целом, очевидно, что интерес законодателей к проблеме уголовного преследования терроризма постоянно растет. Этот факт объясняет важность и актуальность анализ данной сферы уголовно-правового регулирование. Именно исследование уголовно-правовых средств по борьбе с терроризмом и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть понятие, сущность и признаки терроризма;
- Выявить цели и задачи террористической деятельности;
- Определить основные субъекты и объекты террористической деятельности;
- Выделить важнейшие признаки состава терроризма, как основание для возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления;
- Отдельно проанализировать объективную и субъективную сторону, квалификационный и особоквалификационный состав.
Другие работы
1950 руб.
1950 руб.
390 руб.