355266 работ
представлено на сайте
Своеобразие жанра сказки в современной русской прозе на примере произведений Кабакова

Реферат Своеобразие жанра сказки в современной русской прозе на примере произведений Кабакова, номер: 48507

Номер: 48507
Количество страниц: 20
Автор: proffi2
650 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Своеобразие жанра сказки в современной русской прозе на примере произведений Кабакова , I. Введение 3
II. Своеобразие жанра сказки в произведениях А. Кабакова 7
III. Заключение 18
Список литературы 20

Автор:

Дата публикации:

Своеобразие жанра сказки в современной русской прозе на примере произведений Кабакова
logo
I. Введение 3
II. Своеобразие жанра сказки в произведениях А. Кабакова 7
III. Заключение 18
Список литературы 20
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    I. Введение 3
    II. Своеобразие жанра сказки в произведениях А. Кабакова 7
    III. Заключение 18
    Список литературы 20

    Введение
    Одним из популярных в России писателей XX – XXI вв. является А.А. Кабаков. Писать прозаик начал еще при советской власти - в основном, в стол. Читал друзьям вслух. Некоторые его рассказы печатались в «Литературной газете», «Московском комсомольце», журнале «Крокодил». Но по-настоящему А. Кабаков прославился после публикации повести «Невозвращенец» и с тех пор занял свою нишу на литературной арене.
    Одно из последних творений Кабакова - сборник «Московские сказки», опубликованный в 2005 году. Известный прозаик современности, в своей новой книге «Московские сказки» обращается к жанру литературной сказки, виртуозно перелагая на «новорусский» лад, об этом сообщается в анонсе к сборнику, уже известные читателю сказки и бродячие легенды.
    Сказка - объект детального рассмотрения многих известных ученых. Наиболее ценными работами в области изучения народной сказки являются исследования В.Я. Проппа, В.П. Аникина, Э.В. Померанцевой, Ю.И. Юдина. Они отмечали такие свойства сказки, как фантастический вымысел, традиционность ее мотивов, и в то же время вариативность текста, его изменчивость.
    Со временем в литературоведении сложилось такое понятие, как литературная сказка, авторская сказка или писательская сказка - что, в целом, означает одно и тоже.
    Однако до настоящего времени в литературоведении нет единого ответа на вопрос: что считать литературной сказкой:
    1. произведение, которое сам автор так называет;
    2. произведение, которое удовлетворяет идейно-эстетическим принципам фольклорной сказки;
    3. прозаическое или стихотворное произведение, активно использующее элементы фольклорной поэтики (не обязательно сказочной, это может быть и легенда, и былина, и т.д.);
    4. любое произведение, в котором счастливый конец и нереальный (с элементами фантастики) сюжет или упоминаются сказочные герои;
    5. авторское произведение, для которого возможно точное указание на фольклорно-сказочный источник, или что-то иное.
    Многие определения авторской сказки строятся на сочетании константных и изменяющихся жанровых признаков: народно-поэтических и индивидуально-авторских.
    Теоретической основой исследования поэтики литературной сказки, выявления черт сходства и различия между народными и литературными жанрами сказок являются общие закономерности взаимодействия между двумя видами искусства слова — устным народным творчеством и литературой.
    Для литературной сказки существует такая составляющая художественного мира, как фольклорная традиция, которая диктует свои законы, благодаря чему формируются многоуровневый диалог и художественный синтез - основные принципы организации художественного мира литературной сказки.
    Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную, опираясь на ее основные функции, образы, приемы. Кроме того, нередко фольклорные сказочные повествования являлись источниками авторских. Под литературной сказкой подразумевается «литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки» [Литературная энциклопедия 2003. ст. 459].
    Г.К. Орлова, занимающаяся вопросами типологии современной сказки, отмечает, что «русская литературная сказка , утрачивая жанровую и стилистическую строгость, вбирает в себя фольклорные, мифологические и литературные традиции , не копируя, но преломляя их в своем художественном пространстве» [Орлова 2001. стр. 30-35].
    Исследовательница отмечает, что круг проблем, интересующих авторов, очень широк. Среди них отметить интерес к вопросам этики, в частности, к оппозиционности положительно и отрицательно заряженных начал, вообще к потусторонности, противостоянию Зла и Добра. Важно следующее высказывание Г.К. Орловой об особенностях жанра сказки: « всплеск интереса к сказке в некоторых случаях обусловлен не только интересом к миру детства, но и гибкостью сказки как жанра и широким диапазоном возможностей апелляции к чудесному» [30-35].
    Таким образом, прав был В.П. Аникин, говоря о том, что «потревоженные временем традиции жанра позволили сказочникам предлагать индивидуальные трактовки сюжетов, мотивов, менять стиль. Появились такие обороты, сочетания и общие стилевые манеры, которые выпадали из традиционного текста, свободное изменение его. Во всех этих случаях фольклорист имеет дело с проявлением индивидуального почина» [Аникин 1996. стр. 42].
    Слова М.П. Шустова, «реальная жизнь сказки показывает, что жанр не умирает. Он просто меняет свое бытие фольклорное на литературное и в новой форме литературной сказки оказывает влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения» [Шустов 2006. стр. 23], подводят итог всему вышесказанному и дают стимул нашей работе.
    Задача, поставленная в собственном научном исследовании - выявить традиционные формульные образования в составе сказок А.А. Кабакова.
    Предмет исследования настоящей курсовой работы - трансформация литературной сказки, которая будет прослеживаться на основе «Московских сказок» А. Кабакова. Мы попытаемся выделить, привлекая к анализу наиболее характерные с точки зрения самого писателя произведения данного жанра, ряд сказочно-мифологических архетипов в этих текстах на уровне структуры, системы персонажей и стиля.
    Также нам предстоит рассмотреть «Московские сказки» А. Кабакова с точки зрения их жанровых подвидов. Универсальная форма сказки позволяет переосмысление любых традиций и достижений литературы и фольклора. Литературная сказка вообще более свободна в совмещении мифологических элементов (а точнее – неомифологических), традиций народных сказок, а также легенд, преданий и т.п., поскольку авторы нового времени имеют возможность творчески опираться на все достижения не только отечественной, но и мировой культуры, которые в XX в. воспринимаются уже как всеобщее достояние.
    Актуальность проблемы состоит в исследовании роли и значения традиций фольклорной сказки в постмодернистской художественной прозе. Проблема ставится и решается на материале сборника А. Кабакова «Московские сказки», которые через несколько месяцев после публикации были включены в номинацию «Проза года».
logo

Другие работы