Номер: 68749
Количество страниц: 101
Автор: proffi61111
Диплом Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста, номер: 68749
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок
письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация 7
1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией 17
Глава 2. Организация и методика проведения экспериментальной
части исследования
2.1. Цели и задачи 27
2.2. Характеристика участников эксперимента 28
2.3.Методика проведения констатирующей части эксперимента 30
2.4. Методика проведения формирующего эксперимента 34
Глава 3. Анализ результатов и выводы по экспериментальной части исследования
3.1. Анализ и выводы результатов констатирующего эксперимента 40
3.2. Анализ и выводы результатов формирующего эксперимента 48
3.2. Общие выводы 56
Заключение 58
Литература 61
Приложения 65
Введение
Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.
Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.
Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).
В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.
Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.
Гипотеза исследования - у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», коррекция специфических ошибок письма, должна включать в себя работу с нарушениями звуко-буквенных связей, графическим нарушениями слов, нарушениями каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.
3. Разработать, апробировать и оценить результаты программы коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – рассмотрение теоретических аспектов исследования изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста: понятия «ринолалия», этиология и классификация ринолалии; особенностей развития речи и письма у детей с ринолалией.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции нарушений письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).
Исследование проводилось на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации им. Шкловского.