Введение 3
Глава 1. Социально-психологический анализ учебного процесса 6
1.1. Понятие учебного процесса 6
1.2. Дидактические системы и модели обучения в учебном процессе 10
1.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения 19
1.4. Социально-психологические факторы учебного процесса 32
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния социально-психологических явлений на качество учебного процесса 42
2.1. Методика проведения исследования 42
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 51
2.3. Рекомендации по повышению качества учебного процесса 74
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Приложение 1 85
Приложение 2 88
Гипотеза: на качество учебного процесса влияют такие социально-психологические факторы как самооценка, уровень тревожности, которые обусловлены особенностями педагогического процесса и детско-родительскими отношениями.
Методика исследования:
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1) Исследование характеристики учебной деятельности младших школьников (интеллектуальный уровень, выраженность качеств субъекта учебной деятельности, уровень волевой регуляции деятельности, эмоциональный фон, уровень личностно-социального развития) проведено с использованием методики сочинения Е. И. Афанасьевой и Н. Л. Васильевой.
2) Для выявления уровня развития самооценки использована методика А.И. Липкиной «Три оценки».
3) Для определения уровня тревожности использован тест Филлипса.
4) Для исследования особенностей организации педагогического процесса были использованы:
а) Для исследования коммуникативно-характерологических особенностей учителей – классных руководителей использована методика А. Л. Журавлева.
б) Анкета для учителей – классных руководителей с целью выявления особенностей организации экскурсий, праздников и др.
5) Для определение стиля родительского отношения использован тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина
В исследование принимали участие 54 ребенка 5-х классов и классные руководители 4-х и 5-х классов.