Номер: 45822
Количество страниц: 74
Автор: proffi2
Диплом Социально-психологическая реабилитация, номер: 45822
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1.Сущность девиантного поведения
1.2.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков
1.3.Социально-психологические условия и принципы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1. Организация исследования и его методические основы
2.2.Описание результатов исследования
ГЛАВА 3. ПСИХО-СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК УСЛОВИЯ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ
3.1.Описание программы психологической реабилитации и возможностей ее осуществления
3.2.Результаты повторной диагностики и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общество неоднородно. Существуют различные, подчас противоречащие друг другу нормы поведения в различных сообществах, субкультурах, коллективах. Но есть нормы единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.
Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением. Социально-психологические знания и методы позволяют реадаптировать, ресоциализировать таких людей, произвести коррекцию их социального поведения.
Особую проблему составляет девиантное поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни. Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Ведущей деятельностью подростков, в рамках которой происходит взросление, признается деятельность общения. Для подростков характерно группирование , и связанное с ним общение в группе. Но в то же время, общение начинает выполнять специфическую функцию инструмента разрешения жизненных проблем и жизненного самоопределения, дает возможность «самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела» .
Психологическая коррекция, являющаяся одной из важнейших основ психологической реабилитации, строится с учетом психологических особенностей и качеств личности. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. На сегодняшний день можно считать доказанным, что в происхождении отклоняющегося поведения существенную роль играют дефекты правового воспитания, нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, подростки с отклоняющимся поведением, как правило, стремятся к преступным сообществам, не совершают социально позитивной деятельности, не представляют себе, что такое культура отношений, руководствуются принципом силы во взаимоотношениях, и не проявляют никакого желания личностного роста, считая, что у них нет никаких психологических проблем. Эта распространенная позиция поддерживается, прежде всего, обстановкой в семье, способствующей, а, иногда и прямо толкающей подростка к правонарушениям, преступлениям, бродяжничеству, наркомании и пьянству.
Недостаток условий для личностного роста и самопознания, самопостроения и самопреодоления приводит к запущенности в собственных делах и нарастанию количества проблем с последующей психологической компенсацией и привыканием к ним. Психологическая реабилитация призвана, прежде всего, создать такие условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения, скорректировали бы дефекты психологического свойства и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни.
В самом общем виде, главная цель психопрофилактики и психореабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих патогенное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, обладающих положительным, саногенным воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.
Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализированными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения, поскольку хорошо известно, что генезис отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуждения детей, подростков от основных институтов социализации, и потому одной из важнейших задач психолого-педагогичесгой поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена социально-психологическим аспектам реабилитации отклоняющегося поведения подростков.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков.
Предметом настоящей выпускной квалификационной работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
В данной работе проверяется гипотеза: важнейшими условиями социально-психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением являются: принципиальные помогающие позиции воспитателей, организация общения подростков на культурных основах, организация коллективной деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
2) Выявить условия успешной реабилитации подростков с девиантным поведением;
3) Разработать и апробировать программу реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
4) Осуществить диагностическое исследование избранного контингента испытуемых на предварительном и контрольном этапах;
5) Описать результаты реализации программы реабилитации;
6) Описать результаты контрольной диагностики и сопоставить их с результатами первичной диагностики;
7) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой работы выступают труды Ч. Ломброзо, Э.Дюркгейма,С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Эмпирической основой данной курсовой работы выступает исследование, проведенное на контингенте испытуемых из числа опекаемых инспекцией по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержинского районов г. Волгограда.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий и приложения. Первая глава представляет собой теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме. Вторая и третья главы содержат изложение данных и результатов эмпирического исследования.
Другие работы
330 руб.
650 руб.