Номер: 68564
Количество страниц: 112
Автор: proffi61111
Диплом Социально-педагогические условия эффективности успешной ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО, номер: 68564
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение
1.Ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО как проблема исследования
1.1.Анализ отечественного и зарубежного опыта по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
1.2.Сущность и содержание ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
1.3.Состояние работы по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
Выводы по 1 главе
2.Обоснование модели по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
2.1 Характеристика модели по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
2.2 Критерии оценки эффективности работы по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
2.3 Программа опытно-экспериментальной работы по изучению ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
Выводы по 2 главе
3.Пути повышения эффективности работы по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
З.1Диагностика социально-педагогических проблем по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
3.2Технологии в работе социального педагога по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
3.3Совершенство профессиональных качеств социального педагога по ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО
Выводы по 3 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность нашего исследования заключается в повышении эффективности процесса ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях учреждений дополнительного образования.
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность. Отрыв социального воспитания от обучения, подход к ним как к двум изолированным процессам, взгляд на социальное воспитание как на сопутствующую учению, второстепенную деятельность, недостаточный уровень подготовленности педагогов к работе с детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию - все это привело к тому, что система предупреждения и преодоления ресоциализации подростков в учреждениях дополнительного образования, по справедливому замечанию А. Б. Фоминой, не отвечает задачам сегодняшнего дня и, как следствие, утратила способность противостоять негативным явлениям. В связи с этим сегодня остро стоит проблема теоретико-методического обеспечения процесса ресоциализации подростков[48, 106с].
В Российской Федерации сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и интересов детей, обеспечения полноценного развития и реабилитации ребенка, имеющего отклонения поведенческого характера. Ведется профессиональная подготовка специалистов, работающих с детьми. Однако недостаточно внимания уделяется именно предупреждению ресоциализации детей на основе изучения его причин и психолого-педагогических характеристик социума.
Важность этой задачи находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция ОНН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Президентская программа «Дети России», Закон РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ об охране граждан» и др. Принятые документы значительно расширяют возможности предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, однако возникает острая необходимость разработки методического обеспечения данного процесса.
Несмотря на значительную стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, до сих пор сохраняются такие социальные явления, как бедность, безработица, недостаточная культура в области планирования семьи и воспитания детей, наблюдается рост семей с низким социальным статусом, большинство из них составляют категорию детей с асоциальным поведением. Особое значение в данном случае приобретают вопросы социализации личности детей и подростков, их самореализация, сохранение и развитие индивидуальности, социальной адаптированности. В ряду актуализировавшихся в последнее время вопросов занимает место такой важный аспект, как повышение эффективности ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Следует отметить, что в основе ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, десоциализация. Источником асоциального, антиобщественного поведения является совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности (его дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение человека от социально-позитивных связей и отношений, и как следствие, вызывает его десоциализацию[57,98с].
В современной России в силу ряда объективных и субъективных причин наименее социально защищенной и наиболее склонной к ресоциализации населения являются несовершеннолетние, то есть, лица, не достигшие, установленного законом возраста полной дееспособности (в нашей стране – 18 лет ). При этом одной из наиболее острых проблем российского общества является высокий уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Основные причины, способствующие этому – произошедшие в 1990-е годы изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и системы образования. Хочется подчеркнуть, что снижение жизненного уровня большей части населения сыграло существенную роль в возникновении глубоких деформаций в семейной сфере, рост жестокости и насилия в семье, беспризорность и т.д.[66, 57с ].
В работах В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, А. Я. Найна, В. Д. Семенова и др. рассматривается влияние среды и других факторов на процесс адаптации личности и ее ресоциализации, преодоление асоциального поведения.
В научной литературе достаточно активно рассматривались вопросы ресоциализации, девиантного, асоциального, делинквентного поведения подростков и специфические особенности работы с ними. В исследовании последних лет наметилось несколько направлений: сущность и механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации подростков (Г. А. Аванесов, Б. Н.. Алмазов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, С. А. Беличева, С.К. Бондарева, А. В. Пищелко, А. Н. Суханов, Ю.И. Юричка и др.); закономерности воспитания подростков девиантного поведения (А. С. Белкин, Н. Н. Верцинская, Л. М. Зюбин, В. А. Крутецкий и др.); социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении подростков (Б. Н. Алмазов, А. Л. Гройсман, Р. А. Дабагян, Э. Г. Костяшкин, Г. П. Медведев, В. С. Торохтий и др.); предупреждение отклонений в поведении подростков (Е. И. Антипова, В. Н. Гуров, И. В. Козубовская, Э. Г. Костяшкин, Ю.И. Юричка и др.);вопросы перевоспитания подростков асоциального, девиантного поведения в специальных воспитательных учреждениях (В. Г. Деев, М. Г. Детков, В.М. Литвинков, А. В. Пищелко, М.П. Стурова, Г. А. Уманов и др.); исследования правовых аспектов проблемы (Б. Н. Алмазов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, В. С. Иванов, Г. М. Миньковский и др.); медико-психическая специфика ресоциализации поведения (С. А. Алексеев, М. А. Алемаскин, С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, Е. Е. Гороховский, А. Г. Ковалев и др.).
Цель исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия эффективности успешной ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО.
Предмет исследования: процесс ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО.
В соответсвии с поставленной целью нами сформированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт научно-методической литературы по проблеме.
2. Уточнить сущность и содержание понятия «дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию».
3. Разработать, обосновать и апробировать модель по ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию в УДО
4. Выявить, обосновать и апробировать социально-педагогические условия эффективности успешной ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО.
5. Разработать и экспериментально проверить методические рекомендации эффективности процесса ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию в УДО.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического исследования: общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности), эмпирические (беседа, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование), математические методы статистической обработки данных, ранжирование.
Ожидаемый социальный эффект заключается в:
- моделировании эффективной успешной ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию через специально созданное взаимодействие взрослых и подростков (детей) в процессе обучения и воспитания (на занятиях, в повседневной деятельности), оказание социально-педагогической поддержки рамках учреждения дополнительного образования, разработке критериев оценки эффективности ресоциализации;
- разработке и экспериментальной проверке дидактического обеспечения, а также методических рекомендаций процесса ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию в УДО.
Ожидаемый экономический эффект нам представляется в том, что при успешной ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях учреждений дополнительного образования произойдёт самостоятельное стремление к социальной адаптации в других социальных институтах и, как следствие, активное усвоение новых знаний, ценностей, норм поведения.
В настоящее время данная проблема является актуальной, поскольку в современной социально-экономической ситуации успешная ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию реализация приобретает все большую значимость. Изменения в жизни российского общества, приведшие к усилению его расслоения; кризису семьи, ресоциализации детей и подростков обуславливают необходимость переосмысления подходов к воспитанию и образованию в современном мире, поиск новых форм и методов работы, к организации успешной ресоциализации в различных социальных институтах, в частности в учреждении дополнительного образования детей.
Другие работы
390 руб.
390 руб.