355266 работ
представлено на сайте
Соотношение показателей самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Диплом Соотношение показателей самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста, номер: 68267

Номер: 68267
Количество страниц: 85
Автор: proffi61111
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Соотношение показателей самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста , ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие самооценки ...

Автор:

Дата публикации:

Соотношение показателей самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста
logo
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие самооценки ...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
    1.1. Понятие самооценки и особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте 7
    1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 22
    1.3. Соотношение тревожности и самооценки в детском возрасте 35
    Выводы по Главе 1 39
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
    2.1. Организация и методы исследования 40
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
    2.3. Выводы по результатам исследования 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
    ЛИТЕРАТУРА 64
    ПРИЛОЖЕНИЯ 69

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи са-мооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловле-но той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка, представляющая собой слож-ное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического раз-вития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного от-ношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Формируя у индивида потребность соответствовать не только уровню оценок окру-жающих, но и уровню собственных личностных оценок, самооценка позво-ляет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой, т.е. является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Са-мооценка включена во множество связей и отношений со всеми психически-ми образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень актив-ности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
    Проблеме самооценки посвящено большое число работ отечественных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Дж. Брунер, Э.А. Голубева, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.). Исследованию закономерно-стей формирования самооценки в детском возрасте посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Ю.К. Бабанского, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Бо-жович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, Д.Б. Эль-конина, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др. Осо-бенности самооценки при отклоняющемся развитии рассматривали Б.В. Зей-гарник, А.Р. Лурия, Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова и др. В этих и других рабо-тах было показано, что истоки умения оценивать себя закладываются в ран-нем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, по-скольку он связан с формированием новых психологических механизмов ре-гуляции деятельности и поведения.
    Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несо-вершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за со-бой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специ-фика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжела-тельный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку. Как свидетельствуют недавние исследования, наиболее распространенным явлением в дошкольном возрасте является повышенная тревожность, которая понимается как переживание диффузного опасения и как склонность инди-вида реагировать подобным образом в различных ситуациях. Проблема тре-вожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, биологии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены работы З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, Р. Мэя, В. Франкла и др. Проблемы детской тревожности исследовали А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина, А.И. Захаров, Н.Н. Лав-рентьева, Дж. Боулби и др. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что проблема детской тревожности актуальна в настоящее время ввиду того неблагоприятного влияния, которое чрезмерная тревожность способна на все дальнейшее психическое развитие ребенка.
    Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональ-ной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных рас-стройств у детей данной возрастной группы.
    Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально про-верить соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
    Объект исследования – особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
    Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и самооценки де-тей старшего дошкольного возраста.
    Гипотеза исследования: между уровнем тревожности ребенка старше-го дошкольного возраста и уровнем его самооценки существует отрицатель-ная взаимосвязь.
    Задачи исследования:
    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
    2. Исследовать показатели тревожности и самооценки в группе детей старшего дошкольного возраста.
    3. Провести анализ соотношения показателей тревожности и самооцен-ки методами математической статистики.
    4. На основе статистически значимых результатов исследования сфор-мулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педаго-гов.
    Методологическую основу работы составили принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, представления отечественных психологов об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности (Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.), о зависимости деятельности от образа мира (Леонтьев, 1986), а процессов саморегуляции – от образа Я, самосознания, представление о сис-темной организации различных уровней регуляции деятельности.
    Методы и методики исследования:
    1. Теоретические методы: анализ литературных источников по пробле-ме исследования.
    2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психометрия (тестиро-вание с помощью проективных тестов), методы математико-статистического анализа данных.
    Экспериментальными методиками являются:
    1) Проективная методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка», направленная на диагностику уровня самооценки.
    2) Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, направлен-ная на диагностику особенностей эмоционально-личностной сферы.
    3) Проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, направлен-ная на диагностику уровня тревожности в различных сферах.
    4) Проективная методика «Я, Добро и Зло», направленная на диагно-стику уровня самооценки и уровня тревожности.
    Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему соотношения самооценки и тревожности в стар-шем дошкольном возрасте и в то же время позволяет получить целостное и непротиворечивое представления о структуре личности и ее развитии в онто-генезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма форми-рования патопсихологических личностных характеристик, что открывает до-полнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.
    Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции уровней самооценки и тревожности старших дошкольников.
logo

Другие работы