Содержание:
Введение 3
Модель эндогенных политических институтов 4
Российская действительность 6
Заключение 8
Список литературы 9
Введение
Для проведения экономической политики, в том числе для проведения экономических реформ, общество выбирает правило голосования для политиков, которые наделены необходимыми полномочиями. Данный выбор находится в центре данной работы, в которой мы рассматриваем, какие факторы могли бы быть причиной установления высокой степени неподконтрольности политиков в России в соответствие с моделью эндогенных политических институтов .
Общество сталкивается с вопросом, как устроить систему голосования (систему принятия решений) относительно экономической политики страны так, чтобы оптимизировать баланс между двумя крайностями.
С одной стороны, устроив систему принятия решений так, что государство будет иметь власть, достаточную для проведения непопулярных, но экономически эффективных реформ, общество может выиграть, поскольку группы давления будут не в состоянии пролоббировать свои интересы, поэтому они не повлияют на окончательные решения политиков. С точки зрения российского общества данный аргумент как нельзя актуален, поскольку «в авторитарном государстве выбор уровня налогообложения и направлений деятельности правительства отражает лишь интересы правящей элиты» . Помимо этого группы специальных интересов имеют сильные стимулы противодействовать проведению реформ в обществах с более высоким неравенством . Высокое неравенство может являться одной из причин возникновения институтов изъятия ренты. Институты изъятия ренты являются клубными благами, полезность от потребления которых могут извлечь лишь богатые с помощью блокировки реформ .
Но неподконтрольное обществу государство может само начать ориентироваться на удовлетворение своих эгоистических интересов, что может привести к серьезным потерям в благосостоянии общества.
С другой стороны, если сконструировать систему голосования таким образом, что государству придется согласовывать свои действия с общественным мнением (или с мнением большинства граждан), то ряд экономически желательных реформ не будет принят по нескольким причинам.
Во-первых, некоторые реформы, хотя и являются экономически эффективными ex-post, т.е. когда неопределенность относительно исхода экономических реформ уже раскрыта, но ex-ante они могут показаться непривлекательными. Данный феномен получил название status-quo bias.
Во-вторых, реформа может быть заблокирована из-за политического конфликта. Такое может возникнуть, например, если государство даст обещание придерживаться определенной фискальной политики, но затем попытается нарушить данное обещание, чтобы повысить благосостояние общества . Но общество, предвидя, что государство захочет поступить таким образом, заранее не верит в обещания государства – и переход к новой экономической политике становится невозможным.
Несмотря на то, что в общем случае неясно, какие из эффектов окажутся сильнее, можно сказать, что в России достаточно высокая степень независимости политиков от общества, что дает нам повод поразмышлять о причинах данного явления в рамках модели эндогенных политических институтов. Данная модель была предложена Aghion, Alesina и Trebbi в статье «Endogenous Political Institutions».