Номер: 48622
Количество страниц: 31
Автор: proffi2
Реферат Развитие диалектического материализма в экономических трудах Карла Маркса, номер: 48622
650 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
1 Философское учение Карла Маркса: проблема всеобщности законов
диалектики 5
2 Основные законы материалистической диалектики 14
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Маркс вскрыл действительную основу всего многообразия общественных от-ношений — производство материальных благ, развитие которого определяет осо-бенности развития всех остальных сторон общественной жизни. Анализ матери-ального производства и его главной производительной силы — трудящихся — привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в исто-рии.
Выдающиеся предшественники Маркса ставили вопрос о необходимости соз-дания научной философии. Но только Маркс доказал, что философское познание, как и всякое знание о действительности, непрерывно развивается и никогда не получит окончательного, абсолютного завершения. Философия не может и не должна быть «абсолютной наукой», претендующей на «разрешение всех загадок». Нет поэтому никаких оснований для противопоставления «философии природы» естествознанию, «философии истории» истории как науке, «философии права» правоведению и т. д.
Диалектический материализм, созданный Марксом, не является «наукой на-ук», которая не считается с теоретическими положениями других наук. Если от-дельные науки исследуют определенные формы движения материи и присущие им специфические законы, то марксистская философия — диалектический и ис-торический материализм — представляет собой научное мировоззрение, изучаю-щее закономерности, общие и для физической, и для биологической, и для обще-ственной форм движения материи. Революционный переворот в философии, осу-ществленный Марксом, означал превращение философии в научное мировоззре-ние, неразрывно связанное с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных отношений. Благодаря мар-ксизму философия, исчерпавшая уже свои возможности на буржуазной почве, стала великой могущественной идейной силой общественного развития.
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следую-щим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диалектике Гегеля: «Мой диалектический метод не только в корне отличен от ге-гелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представля-ет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
В этом положении Маркс формулирует прежде всего исходный пункт маркси-стской диалектики — материалистическое решение основного вопроса филосо-фии. На место логического самодвижения понятий Маркс ставит объективный процесс развития материи. Что же касается активности мышления, то она, по Марксу, заключается в том, что оно есть не пассивное отражение внешней реаль-ности, а «преобразование» материального, т. е. его идеальный образ, не совпа-дающий с тем, как материальное выступает на поверхности и отражается в чувст-венном восприятии. Таким образом, марксистская диалектика предполагает, во-первых, более глубокое понимание материальной действительности — как обла-дающей внутренне-присущими ей материальными силами развития. И, во-вторых, марксистская диалектика предполагает и более глубокое, чем у Гегеля, понимание процесса познания — как сложного, противоречивого, опосредованного отраже-ния материальных объектов в сознании познающего и практически преобразую-щего материальную действительность общественного человека.
В том же послесловии Маркс указывает, что в своем наиболее глубоком, ра-циональном виде диалектика несовместима с классовыми интересами буржуазии: последние толкают буржуа на апологию существующего, в то время как научная, материалистическая диалектика включает в позитивное понимание существующего понимание необходимости его отрицания, закономерности его ги-бели. Материалистическая диалектика рассматривает каждую форму действи-тельности в ее движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны.
Другие работы
390 руб.
390 руб.
390 руб.
260 руб.