Номер: 70424
Количество страниц: 52
Автор: proffi61111
Курсовая Работа логопеда с родителями дошкольников, имеющими нарушения звукопроизношения при дизартрии, номер: 70424
1040 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности усвоения дошкольниками звуковой стороны русского языка 6
1.2. Особенности звукопроизношения у дошкольников с дизартрией 12
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 24
2.1. Методики логопедического обследования дошкольников 24
2.2. Система логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией 40
2.3. Формы работы логопеда с родителями дошкольников с дизартрией 45
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Введение
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, М.Б.Эйдинова, Е.Н.Правдина-Винарская и др.). Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б.Н.Алмазов, Н.М.Трубникова, Е.М.Мастюкова, Л.Т.Журба и др.).
У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.
Наиболее полно и глубоко в литературе освещены вопросы симптоматики, механизмов и структуры выраженных дизартрических нарушений у детей с церебральными параличами, разработаны методологические подходы и отдельные направления их преодоления (Е.Ф.Архипова, Е.Н.Правдина-Винарская, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, И.И.Панченко, К.А.Семенова, Л.А.Данилова и др.). Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрии (Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Л.В.Мелехова, Э.Я.Сизова, Э.К.Макарова, Е.Ф.Соботович и др.). Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством. Остается нерешенной проблема разработки научно-обоснованной системы лингвистического материала, используемого для закрепления сформированных звуков.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации. Поэтому большое значение в коррекционной работе придается родителям.
Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социального развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых целенаправленных и осознанных усилий.
Недостаточный уровень развития психологической службы, в частности организованных форм психологической коррекции ребенка с нарушениями развития, вызвал необходимость разработки нами алгоритма психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии.
Объект исследования – коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – роль родителей в преодолении звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Цель работы – разработать методику работы логопеда с родителями дошкольников, имеющими нарушения звукопроизношения при дизартрии.
Задачи работы:
1. раскрыть особенности усвоения дошкольниками звуковой стороны русского языка;
2. дать характеристику нарушений звукопроизношения при дизартрии;
3. выделить особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с проблемами в развитии;
4. провести диагностику речевого развития дошкольника с дизартрией;
5. рассмотреть направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения;
6. разработать формы работы логопеда с родителями по коррекции звукопроизношения дошкольников с дизартрией.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анализ медицинской и педагогической документации, исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения.
Научно-методологической основой исследования является: современные научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А.Н.Гвоздев, В.Б.Касевич, В.К.Орфинская, С.Н.Цейтлин, Н.Х.Швачкин, P.O.Якобсон и др.); и механизмах произношения (В.И.Бельтюков, Е.Н.Винарская, Н.И.Жинкин, Ю.И.Кузьмин, Н.И.Лепская, Л.А.Чистович и др.); представления о проблеме формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (Г.В.Бабина, Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Е.М.Мастюкова, И.И.Панченко, Э.Я.Сизова и др.).