Номер: 225309
Количество страниц: 13
Автор: marvel
Контрольная Психология развития, задания 2,3, номер: 225309
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
"Практическое занятие 2
Задание 1.
Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношени¬ях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался непод¬ходящим для мальчика?
«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: “О чем щебетала ласточка”. Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.
— Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать, — говорит она, не отрываясь от “Ласточки”. Голос у нее - сухой и отчетливый, будто она диктует диктант.
Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я непохож на Марусю.
Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида.
Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала вос¬питывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:
— Хочешь играть в путешествия?
Я ответил:
— Еще бы!
Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком “Азия”, “Африка”, “Европа”, “Америка”, “Австралия” и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:
— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.
А потом сказала:
— Повтори.
Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, по¬учительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в “Вигваме” на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством».
Задание 2.
Какие новообразования формируются в младшем школьном возрасте? Найдите иллюстрации в тексте.
«— Давай, — говорю, — Вася, поговорим о наших характерах. Какие у нас с тобой недостатки и что у нас с тобой есть?
— У тебя ужасный характер, — говорит Вася. — Ты все время подговариваешь меня из школы сбегать.
— Это у тебя ужасный характер. Что тебе не скажешь, куда ни позовешь, ты всегда ломаешься.
— Потому что я не хочу убегать с уроков, а ты меня подговариваешь.
— Не хочешь, так не убегай, никто тебя ни гонит.
— А ты пристаешь, — говорит Вася.
— Пристаю, потому что знаю: все равно сбежишь. Но ужасно спорить любишь: не хочу, не буду, не пойду. Надо тебе исправляться. Но вообще ты парень хороший. Всегда со мной ходишь, настоящий друг.
— Ты тоже настоящий друг, — говорит Вася. — Потому я с тобой и хожу.
Первый раз в жизни мы с ним не поссорились. На душе легче стало, когда узнали, что мы с ним друзья, что надо.
Теперь я твердо решил быть в школе внимательным. Все заме¬чать. Мимо ушей ничего не пропускать. Вот смотрю внимательно по сторонам. И приходит в наш класс ученик из другого класса. И го¬ворит, что он у нас теперь будет октябрятским вожатым. Говорит, что он любит играть с малышами, то есть с нами. Вожатый спел нам песню. Танец станцевал. Потом играл с нами в паровоз. Потом вожатый разделил всех ребят на группы, которые звездочками называются. Теперь у звездочек будут соревнования: кто больше сделает полезных дел. Первое полезное дело было такое: кто больше поможет стареньким на своей улице.
И вот я звоню в квартиры на своей лестнице, чтобы кому-нибудь сделать полезное дело. Ходил, ходил, у кого ни спрошу, все говорят: нет старых. Что же мне делать? И тут же сразу придумал. Моя же собственная бабушка может меня здорово выручить. Буду ей теперь помогать. Но Вася, наверное, победит в этом соревновании: у него на лестнице живут одни старики. Но Васю мне все же, хочется опередить, побольше него полезных дел сделать.
И я вот по утрам в школу шагаю, учусь там, что есть мочи. Потом дома уроки делаю, тороплюсь, чтобы времени побольше осталось бабушке полезное дело сделать. Но на это-то как раз времени у меня все же не хватает. Бабушка без всякой помощи остается. Смотрю на нее: совсем человек пропадает, молчит и скучает. Только на меня иногда поглядывает. Мол, скоро ты там с уроками справишься и меня из скуки выручишь?
— Мама, — спрашиваю, — что делать, если времени не хва¬тает?
И мама мне советует режим дня написать, он воспитывает волю и помогает все успевать. Я сразу написал режим. И по режиму вре¬мя у меня даже оставалось. Совершенно не знал, что я теперь буду делать от девяти до десяти часов вечера. Бабушка уж в это время спать ложится. Опять у мамы спросил, а она говорит:
— В это время полезно поскучать.
— Я не хочу, чтоб у меня был скучный режим. И этого писать не буду.
Теперь я все делал по режиму и весь день ждал, когда это кончится».
Задание 3.
Какие характерные особенности подросткового возраста опи¬саны в приведенном ниже отрывке? Как потребность в общении со сверстниками влияет на учебную деятельность подростков? Какие рекомендации можно предложить учителям 6—9 классов для укрепления учебной мотивации школьников? Что необходимо знать родителям о динамике школьной мотивации?
«Подростковый возраст — остро протекающий переход от дет¬ства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода пока¬зательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интере¬сов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоя¬тельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Главное, данный период сличается выходом на качественно новую социальную позицию, по которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (Фельдштейн Д. И.).
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования взрослых к самооценке, все боль¬ше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приоб¬ретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а са¬мооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много не¬мотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди ""кодекса товарищества”. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы ни стало быть такими же, как все, с другой, желание выделиться, отличиться любой ценой, с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших “друзьях на всю жизнь”.
Главное значение получаемых в школе отметок для учеников третьих — седьмых классов состоит в том, что они дают возмож¬ность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств — цен¬ность отметок падает. Своих учителей ребята также воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний (Новикова Е. В.).
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой “нормы” — чтобы у него было “как у всех”, “как у других”. Но для этого воз¬раста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие “норм”.
Практическое занятие 4
Проведите анализ ситуаций и ответьте на вопросы
Ситуация 1.
Проводились исследования самооценки возраста в группе холостых (незамужних) и женатых (замужних).
Каков прогноз результатов исследования? Кто чувствовал себя старше, а кто моложе?
Ситуация 2.
Для современного человека после выхода на пенсию вполне реально прожить еще 15-20-25 лет.
Что же может представлять собой жизнь человека в этот период?
Ситуация 3.
Некоторые мужчины в 45 лет переживают кризис среднего возраста. Они бросают жен ради молодых девушек, оставляют работу, живут на случайные заработки и превращаются в пьяниц.
С чем связано такое поведение мужчин?
Ситуация 4.
В семье Н.Н. было основным и единственным общим делом родителей воспитание детей. Этому они отдали почти всю свою жизнь. Их связывала цель – жизнь «ради детей». Но вот дети повзрослели и покинули отчий дом.
Как будут складываться взаимоотношения между родителями после ухода детей из дома?
"
Другие работы
330 руб.
650 руб.