Номер: 67750
Количество страниц: 32
Автор: proffi61111
Курсовая Психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях, номер: 67750
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты обучаемости школьников 5
1.1 Понятие обучаемости в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Показатели и компоненты обучаемости учащихся 11
2 Эмпирическое исследование уровней обучаемости школьников 16
2.1 Организация и проведение исследования 16
2.2 Рекомендации по развитию обучаемости школьников 22
Заключение 27
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Приложение А 32
Введение
Одной из наиболее значимых проблем педагогической психологии на современном этапе является проблема обучаемости. Это связано с внедрением в практику обучения образовательных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления школьников, а также на формирование у них умения анализировать процесс собственной познавательной деятельности.
В современной педагогической психологии имеется теоретический и эмпирический материал, отражающий противоречивость подходов к проблеме обучаемости: от признания обучаемости как эмпирической характеристики возможностей обучения (А.К. Маркова, Г. Клаус) до полного отрицания обучаемости как явления вообще (Р. Кэттел).
Различные подходы к изучению проблемы обучаемости можно встретить в исследованиях педагогов Ю.К. Бабанского, К.Д. Ушинского, Г. Клауса, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, И.П. Подласового, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и многих других. Среди зарубежных исследователей можно выделить таких авторов, как Л.М. Термен, С. Берт, Ф. Вернон, Л. Ханфрейс и многих других, кто пытался в рамках исследования интеллекта понять, что из себя представляет обучаемость и как она с ним соотносится. В отечественной психологии имеется ряд работ, направленных на раскрытие понятия обучаемости и ее структуры. Проблема обучаемости поставлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Я. Ивановой, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, У.В. Ульенковой и др.
К настоящему времени проблема обучаемости занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной педагогике и педагогической психологии, научный интерес к ее изучению основан на многогранности подходов к содержанию, способам ее диагностики. «Обучаемость» как категория педагогической психологии сложилась, однако недостаточно глубоко изучены условия обучаемости в современном образовательном процессе.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях».
Цель исследования: обобщить психолого-педагогические подходы к определению обучаемости школьников в современных условиях.
Объект исследования: обучаемость школьников.
Предмет исследования: психологическая характеристика обучаемости школьников.
Гипотеза исследования: обучение школьников в современных условиях требует учета уровня их обучаемости и создания условия для ее развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования выделены следующие задачи:
1. провести анализ современного состояния проблемы обучаемости в психолого-педагогической литературе;
2. раскрыть психологические особенности структурных компонентов обучаемости;
3. выявить уровень обучаемости школьников на основе критериев диагностики обучаемости;
4. определить психологические условия формирования обучаемости школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по развитию обучаемости школьников, которые могут быть внедрены в образовательный процесс школы.
Другие работы
330 руб.
650 руб.