Номер: 42709
Количество страниц: 40
Автор: proffi2
Курсовая Психологическая готовность к школьному обучению, номер: 42709
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 6
1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Интеллектуальное развитие ребенка и проблема психологической готовности к школьному обучению 11
1.3. Личностная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 18
Глава 2. Исследование уровня развития психологической готовности к школьному обучению 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 31
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 40
Введение
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что предшкольное образование призвано решать задачи подготовки к школьному обеспечению и мягкой адаптации к школе. В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1-2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку.
В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ – за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовать свою деятельность [7, c.12]. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к систематическому школьному обучению как в отечественной (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, А.Л.Венгер, У.В.Ульенкова, Е.Е.Кравцова, М.Н.Костикова, Т.А.Нежнова, Н.И.Гуткина и др.), так и в зарубежной психологии (Я.Йирасек, J.S.Bruner, J.Gutke, F.Hering, F.L.Ilg, L.B.Ames, F.Kern, G. Witzlack и др.), а также в возрастной физиологии (М.В.Антропова, Н.Н.Куинджи, Т.Н.Сорокина, G.Schwarze).
Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести- и семилетних детей и т.д.
При этом открытым остается вопрос о подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель исследования - определение сущности психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования - психологическая готовность детей к школьному обучению.
Предмет исследования – интеллектуальная и личностная готовность детей к школьному обучению.
В соответствии с поставленной целью и предметом сформулированы основные задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определение сущности интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению.
3. Изучение уровня психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
4. Разработка программы подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы; наблюдение, тестирование.
База исследования: МДОУ детский сад №233, подготовительная к школе группа (20 детей в возрасте 6 лет).
Другие работы
330 руб.
650 руб.