355266 работ
представлено на сайте
Проявление речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников

Диплом Проявление речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников, номер: 68405

Номер: 68405
Количество страниц: 94
Автор: proffi61111
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Проявление речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников , Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Состояние проблемы формирова...

Автор:

Дата публикации:

Проявление речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников
logo
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Состояние проблемы формирова...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого развития детей дошкольного возраста
    1.1. Состояние проблемы формирования речи в дошкольном возрасте 8
    1.2.Характеристика и компоненты произносительной стороны речи 13
    1.3.Специфика нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте 23
    1.4. Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у дошкольников 36
    Выводы по первой главе 50
    Глава 2. Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников
    2.1. Организация экспериментального исследования 52
    2.2.Исследование произносительной стороны речи у старших дошкольников 57
    2.3.Преодоление нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников 72
    2.4. Анализ результатов логопедической работы 76
    Выводы по второй главе 85
    Заключение 87


    Введение

    Большинство детей дошкольного возраста, обращающихся за логопедической помощью, составляют дети с нарушениями произносительной стороны речи, выраженными, главным образом, в минимальной степени. Квалификация этих отклонений далеко не всегда бывает достаточно убедительной.
    Произносительная сторона речи включает в себя фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесное ударение и фразовая интонация со всеми её средствами, соблюдение норм орфоэпии. Сходные нарушения произносительной стороны речи представляют собой, главным образом, несформированность звукопроизношения разной степени проявления и разной этиологии. Наряду с изучением всех компонентов произносительной стороны речи в целях уточнения/определения дифференциальных критериев диагностики минимальных проявлений речевой патологии представляется необходимым исследовать и дать характеристику грамматического оформления высказывания (синтаксического и морфологического), связной речи. [2]
    Для большого ряда речевых расстройств характерны фонетические нарушения разной степени тяжести. Чаще всего фонетические нарушения в минимальной степени расцениваются разными специалистами то, как дислалия, то, как стёртая дизартрия. Только в процессе коррекционной работы становится ясным, к какой форме речевой патологии может быть отнесено это расстройство. Диагностике нарушений произносительной стороны речи посвящено много работ (Е.Ф. Архипова, Б.М. Гриншпун, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, О.А. Токарева и др.). Единственная форма речевой патологии, выраженность которой представлена в литературе как минимальное проявление, является стёртая дизартрия. Однако, минимальные проявления могут касаться любой формы речевой патологии, а в тех случаях, когда они объединены сходной симптоматикой, их дифференциальная диагностика будет затруднена.[6]
    В связи с этим представляется необходимым уточнение диагностических критериев речевой патологии. Вопросы диагностики нарушений произносительной стороны речи изучались в работах В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, О.А. Токаревой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основными методами исследования большинства авторов являлись логопедические и психолого-педагогические методы, которые позволяют выделить лишь уровень речевого развития. Наряду с этим существует много публикаций, в которых детально рассмотрена общая психолого-педагогическая картина таких речевых расстройств, которые диагностируются как дислалия или стёртая дизартрия (Е.Ф. Архипова, Б.М. Гриншпун, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелихова, О.А. Токарева и др.). [17] В работах Л.В. Лопатиной, касающихся диагностики стёртой дизартрии указано, что, несмотря на минимальные проявления клинических признаков дизартрии, можно выделить все формы дизартрии, которые описаны у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова и др.). Е.Ф. Архипова в своих работах указывает на необходимость проведения ранней квалифицированной дифференциальной диагностики дизартрических расстройств, позволяющей количественно и качественно оценивать все линии речевого развития ребёнка. [3, 15, 22]
    Анализ литературы свидетельствует, что задачи дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений требуют разработки новых исследовательских задач и синтетического подхода, объединяющего методологический аппарат разных специальностей (клиническая, клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых расстройств, нейропсихологический подход в диагностике и пр.). В том числе это касается диагностики проявлений речевой патологии, в особенности в тех случаях, когда они объединены сходной симптоматикой.
    Цель исследования – изучить особенности проявлений речевой патологии при нарушениях произносительной стороны речи у старших дошкольников
    Объект исследования – дошкольники с минимальными проявлениями речевой патологии.
    Предмет исследования – произносительная сторона речи у детей 6 – 7 лет.
    Гипотеза исследования –
    1. коррекционная работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей позволит эффективно снизить формы речевой патологии при её минимальных проявлениях.
    2. коррекция произносительной стороны речи достигает своих положительных результатов при правильной ее организации и эффективном взаимодействии игр, упражнений и логопедического массажа.
    В соответствие с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
    1. Провести анализ современных исследований по проблеме нарушений произносительной стороны речи.
    2. Выявить особенности проявления речевой патологии при нарушении произносительной стороны речи.
    3. Исследовать произносительную сторону речи у детей старшего дошкольного возрасте.
    4. Экспериментально апробировать коррекционную программу по преодолению нарушений произносительной стороны речи.
    5. Сформулировать выводы
    Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы:
     теоретический анализ педагогической, психологической, нейропсихологической и специальной педагогической литературы по теме исследования;
     констатирующий эксперимент с использованием психолого-педагогических методов
     обучающий эксперимент, который включал дифференцированные методы коррекции нарушений произносительной стороны речи и других нарушений речевого развития;
     контрольное обследование детей
     метод количественной, качественной обработки и обобщения полученных результатов.
    Методологическую основу исследования составили научно - теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); научные представления о структуре речевого дефекта, концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская); положение о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев и др.).
    Научная новизна исследования заключается в том, что:
     получены новые данные о проявлениях разных форм речевых расстройств у детей со сходными нарушениями произносительной стороны речи;
     определены диагностические признаки явлений речевой патологии разной этиологии у детей со сходными нарушениями произносительной стороны речи;
    Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
     выделены диагностические критерии проявлений разных форм речевой патологии при сходных нарушениях произносительной стороны речи;
     дифференциальная диагностика сходных нарушений произносительной стороны речи представляет собой развитие ранее известных положений о наличии проявлений стёртой дизартрии;
     научно обоснованы основные направления дифференцированной логопедической работы при проявлениях разных форм речевой патологии.
    Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
    Результаты исследования могут использоваться логопедами детских общеобразовательных учреждений и центров психолого - медико-социального сопровождения в рамках практической работы при диагностике сходных нарушений произносительной стороны речи;
    Научно-методические материалы исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов дефектологического факультета отделения логопедии и олигофренопедагогики, на курсах повышения квалификации логопедов, дефектологов, психологов специальных и массовых дошкольных и школьных учреждений.
    База исследования: старшие дошкольники МДОУ № 114 г. Уфы, в количестве 15 человек, посещающие логопедический пункт, имеющие речевые патологии произносительной стороны речи
    Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов и списка литературы. Работа изложена на 100 страницах, содержит 10 таблиц, 6 диаграмм и 1 рисунок
logo

Другие работы