Номер: 42934
Количество страниц: 95
Автор: proffi2
Диплом Проблемы социализации детей в неполных семьях, номер: 42934
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава 1. Неполные семьи как закономерность развития института семьи
в современной России 6
1.1. Неполные семьи: понятие, признаки, функции, типы 6
1.2. Социализация детей: понятие, признаки, агенты, типы 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Основные проблемы социализации детей в неполных семьях
в г. - 39
2.1. Семейная социализация: сущность, содержание, проблемы 39
2.2. Повышение роли Центра социальной помощи семье и детям в решении проблем социализации детей в неполных семьях 56
Выводы по второй главе 70
Заключение 76
Список литературы 81
Приложение 1 86
Приложение 2 92
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения по-следних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий реформ - обострение социальных про-блем и ухудшение положения российской семьи. Новые условия диктовали иные цели и содержание семейного воспитания детей, к которым семья не была готова.
По мнению многих ученых, принципиальной чертой трансформационно-го процесса России является его стихийный характер, который объясняет слож-ности в формировании новых воспитательных стратегий. Эти изменения усу-губляются проблемой преемственности поколений. Невостребованный жизнен-ный опыт старшего поколения на фоне стремительного развития современных технологий усложняет проблему взаимодействия родителей и детей. Описывая эту ситуацию, М.Мид называет данный тип культуры префигуративным. В ре-зультате снижается эффективность реализации семьей функции социализации и воспитания детей.
Проблема социализации подрастающего поколения является одной из ве-дущих для целого ряда общественных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Введение термина социализация впервые зафиксиро-вано в конце XIX века и связывается с именами социологов Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, А.Г. Харчева, В.М. Медкова и А.И. Антонова. Дальней-шее осмысление понятия социализации в социологической науке происходит в русле ее основных теорий. Наибольший интерес содержит интерпретация со-циализации представителями структурного функционализма (Т. Парсонс), сим-волического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули) и поведенческого подхода (П.М. Блау, Б.Ф. Скиннер, Дж.К. Хоманс,). Основные теоретические подходы к данной проблеме изложены также в работах Н. Смелзера, А.И. Ковалевой, И.Л. Первовой, А.Н. Яковлевой и др.
Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах А. Карлсона, Т. Парсонса, Д. Попеное, И.С. Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А. Ильдарханова, А.В. Мудрик, Ю.И. Шилов. В се-мье происходит усвоение полоролевой модели поведения детей. Изучение этого вопроса показывает значимость наличия обоих родителей в семье. Особенности тендерной социализации мальчиков и девочек рассматривали в своих работах И.С. Клецина, О.И. Ключко, И.С. Кон и др. Авторы отмечают, что отсутствие одного из родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка.
Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены ра-боты М.Ю. Арутюнян, М.П. Ган, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, И.С. Кона, Дж. Коулмана, Л.Г. Луняковой.
Несмотря на глубокую разработанность общих проблем процесса социа-лизации в целом и проблем современной российской семьи в частности, вопро-сы социализации детей в неполной семье с ее специфическими проблемами жизнедеятельности и особенностями внутрисемейного взаимодействия остают-ся малоизученными. Такая ситуация определяет формулировку проблемы ди-пломной работы.
Объектом исследования являются неполные семьи г. -;
предметом - социализация детей в неполных семьях.
Цель работы – выявление проблем социализации детей в неполных семьях г. -. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения неполных семей в современной России;
2. Определить понятие, признаки, агенты и типы социализации детей;
3. Раскрыть проблемы социальной адаптации детей в городском социуме;
4. Проанализировать роль Центра социальной помощи семье и детям в решении проблем социализации детей в неполных семьях.
Поставленные цель и задачи обусловили выбор таких методов исследова-ния, как метод статистики, метод анкетного опроса, метод экспертного опроса.
Эмпирической базой исследования являются: данные официальной статистики, а также информация, полученная на основе вторичного анализа со-циологических исследований других авторов. Анализу специфики жизнедея-тельности неполной семьи и проблемы социализации посвящены работы М.Ю. Арутюнян, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Башки-ровой, Харчева, Медкова и А.И. Антонова.
Исходным аналитическим материалом является собственное эмпириче-ское исследование, проведенные нами в 2009 оду с февраля по март (нами было опрошено 100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет) и повторное исследова-ние, проведенное нами с февраля по март 2010 г. в Центре социальной помощи семье и детям (было опрошено 100 респондентов). В ходе исследования авто-ром было опрошено 200 респондентов.
Гипотеза исследования: социализация детей в неполных семьях будет наиболее эффективной при условии популяризации и совершенствования дея-тельности Центра социальной помощи семье и детям в г. -е.
Значимость исследования состоит в том, что впервые было проведено исследование, ориентированное на изучение заявленной проблемы в условиях -ого социума, был получен и подтвержден новый эмпирический материал, по-зволяющий уточнить представление о проблемах социализации детей в непол-ных семьях в условиях -ого социума.
Апробация работы: «Основные проблемы неполных семей в г. -», Сту-денчество и наука (2008 г.), «Основные тенденции социальных изменений в не-полных российских семьях» (в издании).
Структура работы квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 60 наименований и двух приложений. В резуль-тате проведенного исследования подтвердилась ранее сформулированная гипо-теза, выявлены тенденции и сформулированы практические рекомендации.
Другие работы
520 руб.
260 руб.
390 руб.
260 руб.