Номер: 67354
Количество страниц: 27
Автор: proffi61111
Курсовая Педагогическая психология как наука, номер: 67354
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
1. Предмет и основные проблемы педагогической психологии 6
2. Педагогическая психология среди других человековедческих наук 15
2.1. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики 18
2.2. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии 20
Заключение 26
Список литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
Образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изу-чения многих наук (педагогики, социологии, фи¬зиологии, медицины, теории управления, обшей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.) представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонент-ное яв¬ление. Сложность, многокомпонентность процесса обучения отмечены еще великими дидактами – Я. Коменским, Г. Песталоцци, А. Дистервейгом.
Одной из педагогических проблем является осоз¬нание того, что учеб-ный материал усваивается не так и не столько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается пред¬мет педагогической психологии, иссле-дующей закономерности усвоения учения. На основе сложившихся научных представле¬ний формируются техники, практики учебно-педагогической дея-тельности, обоснованные со стороны психологии закономер¬ностей процессов развития.
Вторая педагогическая проблема воз¬никает, когда осознается различие обучения и развития в сис¬теме обучения. Часто можно встретить ситуацию, когда чело¬век учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае – закономерности развития интеллекта, личнос¬ти, способностей, вообще человека. Данное направление педаго¬гической психологии разраба-тывает практики не обучения, а организации развития.
В современной педагогической практике уже невозможно гра¬мотно, эффективно и на уровне современных культурных требо¬ваний строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Например, поскольку педа¬гогическая деятельность состоит в общении уче-ника и учителя, в установлении между ними контакта, то существует запрос на исследование, построение научных знаний о способах общения между людьми и эффективном использовании их в построении педагогических про-цессов.
Профессия педагога, вероятно, наи¬более чувствительна к психологии, поскольку деятельность пе¬дагога непосредственно направлена на человека, на его разви¬тие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психоло¬гию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т.п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности сво¬ей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологиче-ский опыт. Важно го, что психологический опыт является именно обслужи-вающим основ¬ную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятель¬ности. Над этой педагогической деятельностью и надстраива¬ются психологические знания как обслуживающие ее.
Последние десятилетия отмечены сменой методологических позиций во многих областях научного познания. В гуманитарных и естественных нау-ках от¬четливо обозначился переход от безальтернативности детерминистско-го принципа познания, от «закрытой рациональности к «открытой». Значи-тельное число работ посвящено описанию смены парадигм и в современной психологии: так, например, одни авторы теоретически обосновывают пере-ход от психологии, опирающейся на парадигму механистического и естест-венно-научного знания, к психологии неклассической, другие – от классиче-ской к «гуманитарной», к «органической» или от культур¬но-исторической к «историко-эволюционной».
Предпринимаются многочисленные попытки ос¬мыслить смену пара-дигмы в психологии обучения и психологии развития. Это не случайно, ибо обе ветви психологии близки к практике образования – непре¬рывному базо-вому производству культуры и духовной жизни общества.
В последние десятилетия развитие этой области гуманитарной практи-ки сопровождается увеличением наукоемкости, расширением и обогащением техноло¬гий. Растущая потребность общества в новом качестве образования – мощный и динамичный фактор, побуждающий не только к технологическим переменам в образовательной практике, но и к изменению самих основ науч-ного понимания взаимосвязи образования и развития. Это свидетельствует о тесной связи педагогики и педагогической психологии и важной роли психо-логического знания в организации и оптимизации образовательного процес-са. В связи со сменой методологических позиций во многих областях научно-го познания проблема исследования предмета педагогической психологии и ее места среди человековедческих наук не утрачивает своей остроты, не-смотря на значительный объем накопленного эмпирического материала в данной области.
Это определило актуальность настоящего теоретического исследова-ния, целью которого явилось рассмотрение предмета и задач педагогической пси¬хологии обучения и изучение ее места в системе человековедческих наук.
Другие работы
330 руб.
650 руб.