354946 работ
представлено на сайте
Ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии

Ответ на ГОСы Ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии, номер: 312094

Номер: 312094
Количество страниц: 85
Автор: Na1993
1300 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии , Представляю Вашему вниманию ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии. Файл состоит из 85 страниц. Файл ...

Автор:

Дата публикации:

Ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии
logo
Представляю Вашему вниманию ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии. Файл состоит из 85 страниц. Файл ...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Представляю Вашему вниманию ответы на экзаменационные вопросы государственного экзамена по психологии. Файл состоит из 85 страниц. Файл содержит ответы на экзаменационные вопросы по основным психологическим дисциплинам. Общая психология, возрастная психология, история психологии. Полный перечень дисциплин, разделов и вопросов прилагается в списке ниже.
    Оглавление
    Дисциплина 1. «Общая психология» а) Раздел «Введение»
    1. Психология как наука. Ее предмет, основные отрасли и практическое значение. Соотношение научной и житейской психологии. 6
    2. Методы психологического исследования и их характеристика. 7
    3. Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития. 8
    4. Открытый кризис в психологии, причины кризиса. 8
    5. Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву). Критерии психического. 9
    6. Культурно-исторические факторы развития психики человека. 10
    7. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и генезис 10
    8. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход. 11
    б) Раздел «Индивидуальность».
    1. Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика. 11
    2. Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению (гуморальные, конституциональные, факторные, психофизиологические теории темперамента). 12
    3. Сущность, строение и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера. Подходы к его классификации. 13
    4. Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии. 14
    5. Основные проблемы в исследовании мотивации (потребности, мотивы, цели). Основные теории мотивации. 15
    6. Индивидуальность в системе психологических категорий. Теории индивидуальности в отечественной психологии. 16
    7. Проблемы индивидуальности в зарубежных теориях личности. 17
    в) Раздел «Познавательные процессы».
    1. Общая характеристика ощущений. Виды и свойства ощущений. Пороги чувствительности. 17
    2. Восприятие. Свойства образов восприятия. Виды образных явлений. Теоретические представления о механизмах восприятия. 18
    3. Внимание. Явления внимания и невнимания. Виды и функции внимания. 19
    4. Память. Виды памяти. Память и эмоции. Память и мотивация. 20
    5. Мышление. Основные виды и функции мышления. Мыслительные операции. 21
    6. Эмоции. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. 22
    7. Воля. Основные характеристики. Механизмы волевого усилия. 23
    8. Воображение. Виды и приемы воображения. Методы исследования воображения. 24
    9. Речь. Психологические подходы к изучению речи. 25
    Дисциплина 2. «История психологии»
    1. Античная психология. Атомистическая концепция Демокрита. Идеализм Платона. Трактат Аристотеля «О душе» 26
    2. Главная дискуссия в психологии 17 в. Учения эмпиристов Бэкона, Гоббса, Локка и рационалистов Декарта, Спинозы, Лейбница Появление рефлекторной концепции. Врожденные идеи: за и против. 27
    3. Возникновение предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Физиология органов чувств (И.Мюллер, Г.Гельмгольц). Появление психометрии (Ф.Дондерс и Г.Гельмгольц) и психофизики (работы Э.Вебера и Г.Фехнера) 28
    4. В. Вундт и становление психологии как самостоятельной науки. Основные принципы структурализма; элементы сознания, связи между ними, законы психической жизни. Представления Вундта о воле. Методы эксперимента и интроспекции в школе Вундта. 29
    5. Эволюция глубинной психологии: сравнение аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера. Ключевые положения, важнейшие расхождения. Движущие силы поведения и психического развития. Механизм неврозов и пути их лечения. 30
    6. Сравнение Берлинской и Лейпцигской школ гетштальтпсихологии. Понятия гештальта, фигуры и фона, изоморфизма. Основные законы гештальта. Фи-феномен и его интерпретация. Представления гештальтистов о мышлении и его развитии. 31
    7. Развитие необихевиоризма. Основные идеи и терминология. Эксперименты Э. Толмена, когнитивные карты, латентное научение. Оперантное научение по Б.Скиннеру, принципы программированного обучения. 32
    8. Ключевые идеи гуманистической психологии. Теория черт Г. Олпорта. Сравнение концепций А. Маслоу и К. Роджерса. Логотерапия В. Франкла. 33
    9. Когнитивная психология как крупнейшее направление в психологии второй половины 20 в. Работы К. Прибрама, Дж. Миллера и первая когнитивная революция. Концепция У. Найссера. Вторая когнитивная революция и развитие психолингвистики. 34
    10. Развитие отечественной психологии в советский период. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теоретические работы С.Л. Рубинштейна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. А.Р. Лурия и становление нейропсихологии. Б.В. Зейгарник и становление патопсихологии. Работы А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и их значение. 35
    Дисциплина 3. «Возрастная психология и психология развития».
    1. Современные представления о предмете психологии развития и возрастной психологии. Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии, ее значение. Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Возрастная психология и другие области науки и культуры. 37
    2. Основные понятия психологии развития. Соотношение понятий «развитие», «созревание», «факторы развития», «обучение», «онтогенез», «филогенез», «психологический возраст» и др.). 38
    3. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития. Исследовательские стратегии: констатация и формирование. Организация исследования: продольные и поперечные срезы, сравнительные исследования. 39
    4. Проблема детерминации психического развития ребенка. Постановка важнейших вопросов психического развития детей в донаучный период возрастной психологии (традиции Ж.-Ж. Руссо и Д. Локка). Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма. Биогенетическая проблема и идеи рекапитуляции в психологии (С. Холл, К. Бюлер, А. Гезелл и др.). 40
    5. Психическое развитие ребенка: влияние среды. Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка. Социализация как центральная проблема концепций социального научения. Двухфакторные теории психического развития ребенка (В. Штерн, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). 41
    6. Психическое развитие с позиций классического психоанализа З. Фрейда. Основные идеи, структура психики и личности. Периодизация психического (психосексуального) развития. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей. 42
    7. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия теории Эриксона: идентичность, кризис, ритуализация, позитивные и негативные качества Эго. Характеристика стадий, возрастов развития. 43
    8. Психическое развитие ребенка как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже Основные направления, понятия и данные исследований интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже. Ранние исследования Ж. Пиаже. Феномен эгоцентрической речи у дошкольников. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. 44
    9. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии. Прерывность-непрерывность психического развития. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в разных психологических школах (в психоанализе, бихевиоризме, теории Ж. Пиаже и др.). 45
    10. Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского. Натуральный и высшие психические функции, соотношение реальной и идеальной форм развития, социальная среда как источник развития, как пространство существования идеальных форм, механизм интериоризации знаков как средство регуляции психической деятельности, закон развития высших психических функций. 47
    11. Система ключевых понятий возрастно-психологического анализа онтогенетического развития (по Л.С. Выготскому). «Психологический возраст» как единица анализа детского развития; структура и динамика возраста. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды. 48
    12. Соотношение обучения и развития. Представление о роли обучения в биогенетическом подходе и бихевиоризме. Обучение как движущая сила психического развития в концепции Л.С.Выготского. Понятие «зона ближайшего развития». Прогностическое значение ЗБР. 49
    13. Роль общения в психическом развитии ребенка. Лисина М.И. о смене форм общения в первые семь лет жизни ребенка. 50
    14. Периодизация психического развития в детстве по Д. Б. Эльконину. Гипотеза Д.Б. Эльконина о чередовании в онтогенезе разных типов ведущей деятельности. Понятие «ведущая деятельность» как показатель психологического возраста ребенка. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова и др.). 51
    15. Проблема кризисов психического развития в детстве. Понятия «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды (по Л.С. Выготскому). Кризисы личностного развития в концепции Э. Эриксона. Сравнительная характеристика кризисов возрастного развития в детстве: кризис новорожденности, кризис 1 года, трех лет, кризис конца дошкольного возраста, кризис подростничества. 53
    16. Нормативные (предсказуемые) кризисы взрослости. Возрастные кризисы и индивидуальные личностные кризисы. Кризис как «перелом» психического развития и как «переход». Способы преодоления возрастных кризисов. Специфика различных нормативных кризисов взрослости. 54
    17. Младенчество как психологический возраст. Характерные особенности периода новорожденности. Младенчество как период стабильного развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Психологические новообразования младенческого периода. 55
    18. Раннее детство как психологический возраст. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте. Ведущий тип деятельности. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Психологические новообразования. 56
    19. Дошкольное детство как психологический возраст. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ведущая деятельность периода дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра. 57
    20. Закономерности психического развития в младшем школьном возрасте.Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность младшего школьника. Мотивация и структура учебной деятельности. Основные новообразования младшего школьного возраста. 58
    21. Задачи развития и психологические особенности подросткового возраста. Кризисный характер подростничества. Представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте. Психологические новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости как особая форма самосознания подростка. 59
    22. Юность как психологический возраст. Возрастные задачи развития в юности. Смена характера развития: от социализации к индивидуализации. Ведущая деятельность. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее как центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Критерии достижения взрослости. Предпосылки перехода к новому возрастному периоду. 60
    23. Психология зрелости. Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Проблема периодизации зрелого возраста. Психологические закономерности развития личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов. Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зрелом возрасте и организация «непрерывного образования». 61
    24. Старость как психологический возраст. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Стереотипные представления о старости и попытки их преодоления в современной психологии. Периодизация процесса старения. Возрастные психофизиологические изменения и особенности высших психических функций. Возможности компенсации и роль личностного фактора в процессе старения. 63
    Дисциплина 4. «Социальная психология».
    1. Социально-психологические аспекты социализации личности. Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности. Содержание социализации (направленности: социализация и асоциализация; в различных сферах: деятельности, общения и самопознания; широта социализации: количество сфер, к которым смогла приспособиться личность). Виды «локус контроля»: интернальный и экстернальный. Основные стадии процесса социализации. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности. 64
    2. Социальная психология общения. Общение как социально-психологический феномен. Общение и личность, Общение и деятельность. Общение и социальные отношения. 65
    3. Социально-психологические механизмы общения. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения. Психическое заражение. Внушение. Убеждение. Подражание. 66
    4. Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов. Понятие и классификация общностей и социальных институтов. Виды общностей и групп. Классификация и функции социальных институтов. Основные виды социальной мобильности. 67
    5. Малые неформальные группы, их структура и динамика. Понятие и виды малых неформальных групп. Характеристика малых групп. Возникновение и развитие малой неформальной группы. Развитие малой группы. Структура малой группы. Коммуникативные характеристики малой группы. Формирование групповых норм. Эффект «конформизма». 69
    6. Социальная психология семьи. Социально-психологическая классификация и функции семьи. Типы семей. Функции семьи. Факторы, влияющие на стабильность и нестабильность брака. 70
    7. Психология больших социальных групп и движений. Признаки больших социальных групп и движений. Теории социальной структуры. Характеристики массовых социально-психологических движений. Формы проявления общественного мнения. 72
    8. Социально-психологическая характеристика этнических и религиозных общностей. Социально-психологическая сущность этнических общностей. Понятие «этноцентризм». Типы отношений между этническим меньшинством и этническим большинством. Основные элементы религиозных общностей. Основные типы религиозных организаций. 73
    9. Психология толпы. Социально-психологическая сущность толпы. Исследования психологии толпы в России и за рубежом. Классификация толп. Социально-психологические особенности толпы. Понятия: толпа, масса и публика. Ролевая структура участников толпы. Основные стадии развития групповых эксцессов. 75
    10. История отечественной социальной психологии. Социально - психологическое направление в России конца Х1Х- начала ХХ века. Социальная психология 20-х годов ХХ столетия. Возрождение и тенденции развития отечественной социальной психологии. 77
    Дисциплина 5. «Психологическая диагностика». 1. Проблема диагностики интеллекта в зарубежной психологии. Представления об интеллекте и его структуре. Кристаллизованный и флюидный интеллект. Методология измерения интеллекта. Понятие IQ. Вербальные и невербальные интеллектуальные тесты. 78
    2. Проблема диагностики умственного развития в отечественной психологии. Показатели умственного развития. Разработка диагностического инструментария, ориентированного на социально-психологический норматив. Нормативные тесты умственного развития: ШТУР, АСТУР, ТУРМШ. 79
    3. Специфика личностных опросников как метода диагностики. Целевое назначение опросников. Характеристика процедуры проведения. Возрастной диапазон применения опросников. Проблема достоверности. 80
    4. Общая характеристика проективных методик. История возникновения. Механизм проекции. Проблемы надежности и валидности. Применение проективных тестов для изучения разных аспектов личностей (потребностей, установок, мотивов и др.). Наиболее известные методики: ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга, рисуночные методики. 81

    Дисциплина 1. «Общая психология» а) Раздел «Введение»
    1. Психология как наука. Ее предмет, основные отрасли и практическое значение. Соотношение научной и житейской психологии.
    Психология как наука. Прежде всего, психология, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. А.Эйнштейн, знакомясь с опытами Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе: изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания: весьма непросто объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила только в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Предмет. В начале XX в. предмет психологии переосмысливается в соответствии с открытием большого влияния на жизнедеятельность человека бессознательных структур. В психоаналитическом направлении предметом психологии выступает психика человека, включающая структуры сознательного, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме -поведение, т.е. то, что можно непосредственно наблюдать. В гуманистической психологии -мотивация поведения человека и условия его совершенствования и самоактуализации. В советской психологии - ощущения, чувства, представления, Таким образом, говорить о едином предмете психологии на современном этапе достаточно трудно. Представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Отрасли психологии. Психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, .юридическая психология, военная психология, психология спорта, торговли, научного и художественного творчества, возрастная психология, Психология аномального развития, или специальная психология, дифференциальная (сравнительная) психология, социальная психология Соотношение научной и житейской психологии. У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. Просматриваются три основных различия научной и житейской психологии: 1.•По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология стремится к обобщениям, для чего четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. 2.•По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. 3.•По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология: • во-первых, опирается на житейский психологический опыт; • во-вторых, извлекает из него свои задачи; • в-третьих, им проверяется.
    2. Методы психологического исследования и их характеристика.
    «Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения: •В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. •В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. •В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное; •В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное; •В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. •В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное; •В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода: 1.Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2.Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3.В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4.Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
    В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования: •Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. •Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея естественного эксперимента принадлежит Р.Лазурскому; •Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;•Констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств. Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные: •Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; •Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. •Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ. Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.
    3. Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития.
    Термин «психология» - производное от древнегреческих слов psyche – душа и logia – понимание, знание. Следовательно, этимологически психологию можно определить как науку о душе. Такое определение психологии было дано древнегреческим мыслителем Аристотелем. В то время психология входила в систему философского знания и выступала в качестве ее отдельной отрасли. В Новое время психология продолжала развиваться в рамках философии, но ее предмет отныне рассматривался как сознание. Психология – наука о сознании. Так считали Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк и другие мыслители Нового времени. Начиная с V в. до н.э. и заканчивая 60-ми годами XIX в., длится период донаучной стадии развития психологии, после чего психология как наука переходит на качественно иной этап развития. Она обретает статус самостоятельной эмпирической науки. Связано это с созданием психологических лабораторий, институтов и кафедр в ВУЗах, а также внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Основателем научной психологии признается немецкий ученый Вильгельм Вундт, создатель первой в мире психологической лаборатории. В.Вундт и его последователи считали, что предметом психологии является сознание, понимаемое как субъективный мир личности человека. Иначе говоря, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.В начале XX в. предмет психологии переосмысливается в соответствии с новыми общественными принципами, и в связи с открытием большого влияния на жизнедеятельность человека бессознательных структур.В психоаналитическом направлении предметом психологии выступает психика человека, включающая структуры сознательного, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом психологии объявляется поведение, а ее задача - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть. В гуманистической психологии в качестве предмета рассматриваются мотивация поведения человека и условия его совершенствования и самоактуализации. В советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли». По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность, в которую включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.Таким образом, говорить о едином предмете психологии на современном этапе достаточно трудно. Представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
    4. Открытый кризис в психологии, причины кризиса.
    Открытый кризис являлся показателем роста науки, развитие которой привело к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Психология вступила в период открытого кризиса примерно в начале 1910-х и он продолжался до середины 30-х гг. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным переходом к империализму. Движущей силой кризиса явилось развитие прикладной психологии, которое привело к перестройке всей методологии науки в естественнонаучном ключе. Кризис зародился не просто при столкновении новых фактов со старой структурой знаний, а при назревании порождаемой и стимулируемой практикой потребностей в переходе от частных теоретических схем к более общим. Причиной кризиса стали вопросы психологической практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и концепций. Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе мощного развития объективного психологического эксперимента и практического приложения знаний способствовало возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии. Это было свидетельством недостаточности имеющейся теории, основанной на ложном субъективно-идеалистическом представлении о психике. В этом и состояла причина кризиса. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, до сих пор продолжающих оказывать большое влияние на психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены ещё в XVII в. Декартом и Локком. Общую характеристику периода открытого кризиса и анализ принципиальных трудностей дал Л.С.Выготский в своих трудах. Прослеживая судьбу каждого из новых направлений, он показал, что в начале каждого стоит какое-нибудь фактическое открытие. Затем на базе этих фактов, которые на самом деле дают материал лишь для «отдельной главы психологии», строится общепсихологическая теория, которая в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) претендует на значимость как мировоззрение. Однако выполнение такой роли оказывалось не по силам всем подобным направлениям, поэтому они были вынуждены ассимилировать идеи других. Процессу распада помогала взаимная критика, которая выявляла внутренние противоречия, абсолютизацию частных наблюдений, недостаточность экспериментов, неадекватная интерпретация их результатов. Такие закономерности были выявлены Л.С.Выготским на основе методологии исторического знания. Каждое из новых направлений психологии выступало по преимуществу против какого-либо одного из её аспектов. Так, Фрейд разрушил представление, по которому психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержании и функциях сознания. Бихевиоризм сформировался на основе критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции. Он требовал объективного подхода, но не к явлениям сознания, а к поведению. Французская социологическая школа протестовала против индивидуализма ассоцианистической психологии и выдвигала идеи о социальной природе человеческой психики и о её качественном изменении в процессе исторического развития общества. Другую интерпретацию идеи о зависимости психики от общества нашли в духовно-научной психологии В.Дильтея и Э.Шпрангера. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология – большое течение, имеющее ряд вариантов (в том числе описательную психологию). Особенно сильное влияние имела берлинская школа гештальтпсихологии. Её выдающиеся представители М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин создали, по мнению Л.С.Выготского, учение о мышлении и восприятии, основанное на большом количестве конкретных фактов, разработали основы экспериментального подхода к проблемам аффектов, воли, потребностей.
    5. Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву). Критерии психического.
    Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека. Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером.Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: 1.Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); ); т.е. способность отражать отд. свойства предмета. Основная форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты..2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, Основная форма поведения – навыки. .Навыки – приобретенная программа поведения или личный опыт животного.3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами): А) сенсомоторный интеллект; Б) сознание. Основная форма отражения – отражение межпредметных связей. Основная форма поведения – интеллектуальная. Основные черты интеллектуального поведения: 1. способность решать 2-фазные задачи, в кот. существует особая ориентированно-исследовательская подготовительная фаза и фаза исполнения; 2.Способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий; 5. Наличие инсайта. / На этой стадии животное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей. Карл Бюлер выделил три ступени психического развития: 1. Инстинктивное поведение. 2. Навыки. 3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными, они способны решать простейшие задачи).Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Выготский – назвал это стадией высших психических функций.
    6. Культурно-исторические факторы развития психики человека.
    Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» во
logo

Другие работы