355266 работ
представлено на сайте

Контрольная Научное познание, вопросы, номер: 339875

Номер: 339875
Количество страниц: 5
Автор: marvel13
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Научное познание, вопросы , "1. Рассматривая критерии научности знания, В.В. Ильин выделяет среди них универсальные критерии — непротиворечивость, проверяемость...

Автор:

Дата публикации:

Научное познание, вопросы
logo
"1. Рассматривая критерии научности знания, В.В. Ильин выделяет среди них универсальные критерии — непротиворечивость, проверяемость...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    "1. Рассматривая критерии научности знания, В.В. Ильин выделяет среди них универсальные критерии — непротиворечивость, проверяемость, рациональность, интерсубъективность, воспроизводимость опытных данных; исторически преходящие критерии или нормативы, которые задают рациональные образцы и требования к гипотезам, картинам мира, логическим допущениям, способам доказательства и т. п., которые ориентированы на принятые в исследовательских культурах и программах идеалы знания, стиль мышления ученых и т. п.; и наконец, третью группу критериев, относящуюся к узкодисциплинарным областям знания, в которых выделены специфические требования для логико-математических, естественных, технических, гуманитарных и т. д. наук (См.: Ильин В. Критерии научности знания. М., 1989. С. 25-26). Приведите примеры, иллюстрирующие эту типологию критериев, опираясь на изученные вами науки.
    2. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовлявших скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки? 3. Существует ряд областей знания, которые претендуют на статус наук, однако не признаются таковыми. Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?
    4. Как соотносятся между собой понятия «эмпирический» и «теоретический» и соответственно «чувственный» и «рациональный»? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное — теоретическим?
    5. Представим себе, что несколько ученых имеют намерение изучить лунное затмение. Первый ученый расположился под открытым небом и изучает затмение визуально вместе со вторым ученым, который, правда, носит очки, третий ученый наблюдает затмение в телескоп, а четвертый следит за ним на экране телевизора, идет прямая телевизионная передача; пятый увидит затмение в фильме, который будет готов через неделю, а шестой будет изучать фотографии; седьмой получит только статьи и отчеты об этом явлении в научном журнале.
    Какой из семи ученых занимался эмпирическим познанием лунного затмения? Кто из них непосредственно наблюдал это явление?
    6. Из истории науки известно, что немецкий ученый М. Петтенкофер, один из оппонентов Р. Коха, пытаясь доказать несостоятельность его гипотезы об инфекционном происхождении холеры, провел решающий, как он утверждал, эксперимент: на глазах изумленных студентов он выпил жидкость, в которой находилась культура возбудителей холеры и ... не только остался жив, но даже не заболел (См.: Яновская М. Роберт Кох. М., 1962). Что доказал этот эксперимент? Почему его нельзя назвать решающим?
    7. В своей книге «Мои пути в науке» известный ученый В.П. Филатов описывает, как было совершено открытие метода лечения глаза путем пересадки роговицы. Многие окулисты пытались сделать пересадку роговицы, взятой у умершего человека, однако все эти попытки были неудачными. Во всех этих случаях пересаживаемая роговица была свежая, но однажды для пересадки был использован глаз человека, умершего 8 дней назад. И этот случай оказался успешным. Был сделан вывод: для пересадки нужна несвежая роговица. После этого В.П. Филатовым и его учениками было сделано несколько тысяч операций, возвративших пациентам зрение.
    Какие методы научного познания использовались В. П. Филатовым в описываемом в этом отрывке случае?
    8. Существует легенда о том, что сенатор Агриппа умиротворил в Древнем Риме бунт плебеев словом. Он сказал, что в организме человека каждая часть выполняет определенную роль: ноги служат для передвижения, руки — для работы, а голова — для мышления. Государство — это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения определенной роли: патриции — это мозг государства, а плебеи — это его руки. Что было бы с человеческим телом, если бы части его взбунтовались и отказались выполнять свои функции? Руки захотели бы думать, а голова решила бы стать органом движения? Организм бы погиб, так как у этих частей нет возможностей для выполнения не свойственных им функций. То же случится и с государством, если граждане не будут выполнять то, что является их естественной обязанностью, Плебеи согласились с доводами Агриппы и разошлись.
    Какой метод использовал сенатор Агриппа в своей речи? Оцените, насколько обоснованы его рассуждения.
    9. Какие методы познания использовались в следующих случаях?
    А) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».
    Б) Обратив внимание на то, что 4 = 1+ 3; 6 = 3 + 3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, Гольбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.
    10. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А. Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987. С. 35).
    Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?
    11. Выделите среди указанных ниже методов познания такие, которые
    а) относятся только к теоретическому уровню
    б) применяются только на эмпирическом уровне
    в) используются как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании 12. Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие — эксперимента?
    1) Сатурн имеет кольцо
    2) Энергию электромагнитного поля можно преобразовать в звуковую
    3) На поверхности Луны имеются кратеры
    4) Вода разлагается на водород и кислород
    5) Все тела состоят из атомов
    6) У изолированного от общества с раннего возраста ребенка не возникает человеческого сознания"
logo

Другие работы