355266 работ
представлено на сайте
Наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников

Курсовая Наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников, номер: 69621

Номер: 69621
Количество страниц: 50
Автор: proffi61111
1040 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников , Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возр...

Автор:

Дата публикации:

Наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников
logo
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возр...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение 3
    Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста 9
    1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста» 9
    1.2 Состояние и развитие проблемы использования наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста 19
    1.3 Работа с родителями по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста 29
    1.4 Рекомендации для родителей по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения 38
    Выводы по 1 главе 44
    Библиографический список 45
    Приложение 50

    Введение

    Актуальность проблемы обусловлена усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Кризисное состояние биосферы - это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.
    Проблема «устойчивого развития» тесно связана с экологическим просвещением населения. Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
    С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ».
    Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
    Исследователи А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева и др. утверждают, что экологическое образование детей - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Исследуются новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников. Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).
    В последние годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания – стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова, «Кроха» Г.Г. Григорьевой), в которых экологическому образованию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического образования («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, «Экологическая дорожка» А.В. Королевой, «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» А.И. Ивановой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой).
    В этих программах одним из основных методов экологического образования рассматривается наблюдение. В дошкольном учреждении в процессе наблюдения детей знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе полученных знаний в процессе наблюдений формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах. Это в свою очередь стимулирует развитие интереса к природе, способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
    Под наблюдением мы будем понимать метод непосредственного восприятия природы, в процессе которого дети дошкольного возраста формируются экологические представления. Наблюдение может иметь цели всестороннего чувственного восприятия, накопление впечатлений или констатации каких-либо фактов, сравнения объектов, исследования явлений и выявления простейших закономерностей. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
    Наблюдение как метод экологического образования может использоваться не только на экологических занятиях в детском саду, но и в семье, Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о при роде детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка.
    Таким образом, метод наблюдения является наиболее эффективным методом в экологическом образовании детей дошкольного возраста, так как соответствует их возрастным особенностям и возможностям. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно полно разработана методика проведения различных видов наблюдений в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста. Также отсутствуют рекомендации по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения в семье. Становится очевидным противоречие между необходимостью экологического образования детей и недостаточной разработанностью методики использования метода наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста.
    Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста».
    Цель исследования – изучить и теоретически обосновать проверить методику использования метода наблюдения в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
    Объект исследования – процесс экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
    Предмет исследования – наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников.
    Гипотеза исследования: экологическое образование детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
     использование метода наблюдения на экологических занятиях в детском саду;
     организация экологического образования в семье посредством метода наблюдения.
    Задачи исследования:
    1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
    2. Рассмотреть формы работы с родителями по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
    3. Разработать рекомендации родителям по использованию метода наблюдения в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
    Теоретико-методологическую основу исследования составили:
     работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова, В.А. Ясвин);
     работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова);
     программы дошкольного образования комплексные («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.), специализированные («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой и др.);
     работы педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (С.А. Веретенникова, А.И. Иванова, А.Ф. Мазурина, А.М. Низова, С.Н. Николаева, Л.И. Пушнина, З.Д. Сизенко и др.);
     исследования, посвященные проблемам взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (А.В. Давыдова, Т. Данилина, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, О.Л. Зверева, А.В. Козлова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Е.В. Соловьева, О.В. Солодянкина).
    Методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.
    Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР детский сад №311 пос. Ново-Синеглазово.
    Практическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации экологического образования в ДОУ, в разработке перспективного плана по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения, в разработке рекомендаций для родителей.
    Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, в которой выделено четыре параграфа, выводов по первой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
logo

Другие работы