Номер: 45169
Количество страниц: 23
Автор: proffi2
Реферат Место и роль органов местного самоуправления в развитии муниципального хозяйства, номер: 45169
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Место и роль органов местного самоуправления в развитии муниципального хозяйства 3
Список литературы 23
Место и роль органов местного самоуправления в развитии муниципального хозяйства
В настоящее время в различных государственных органах исполнительной и законодательной власти, а также научных учреждениях Российской Федерации активно прорабатываются вопросы совершенствования механизмов государственного управления социально-экономическим развитием территорий в части взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований.
Исследование путей совершенствования системы государственного управления в контексте повышения результативности действий всех уровней власти (а), эффективности использования федеральных, региональных и местных ресурсов (б), «прозрачности» системы государственного и муниципального финансирования (в) имеет своей конечной целью формирование в стране системы управления, ориентированной, прежде всего, на конечные общественно значимые результаты.
Переход к результативной модели функционирования государственной власти – это безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг, с одной стороны, а с другой – оптимизация управленческих решений по отношению к конечному результату. И первое и второе суть оценки качества управления, а следовательно, и ответственности органов власти за реализацию своих решений.
В этой связи следует особо подчеркнуть, что в общем контексте осмысления качества государственного управления и возможных путей его повышения актуализируется проблема принципов формирования эффективного механизма реализации местного самоуправления, так как в настоящий момент именно местное самоуправление представляет собой одну из самых неравновесных управленческих систем. Нестабильность, неустойчивость, противоречивость местного самоуправления в Российской Федерации определяется целым рядом факторов.
Прежде всего, следует говорить об условиях, в которых создавалось местное самоуправление и в которых его органы реализуют свои полномочия.
Анализ структуры государственных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что доля текущих расходов в них неуклонно возрастала и продолжает возрастать, доля же так называемых капитальных расходов, определяемая по остаточному принципу, уменьшалась и продолжает уменьшаться. В результате:
– ветшают объекты социальной сферы (школы, больницы, дома культуры), жилищно-коммунального хозяйства и увеличивается их аварийность;
– сокращается возможность развития транспортной, инженерной, коммуникационной и иной инфраструктуры;
– снижается инвестиционная привлекательность регионов.
В объеме текущих расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации значительную часть составляет заработная плата, и ее доля постоянно растет. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к сокращению иных текущих расходов: на медикаменты и инвентарь, питание больных, учебные пособия, содержание помещений и оборудования, комплектование музейных и библиотечных фондов и т.п., что естественно, сказывается на качестве оказываемых бюджетных услуг. В то же время рост доли заработной платы в текущих расходах бюджета, а также увеличение объема бюджетных расходов на оплату труда в целом не позволяет довести размер заработной платы в отраслях социальной сферы до уровня заработной платы в экономике. Несмотря на рост расходов на оплату труда работников социальной сферы более чем в три раза за последние 10 лет, она по-прежнему отстает от заработной платы в экономике и разрыв только увеличивается.
Последствия сложившейся ситуации очевидны:
– низкая заработная плата ведет к росту социально-политической напряженности в обществе (недовольство работников социальной сферы уровнем своей жизни);
– снижается качество оказываемых бюджетных услуг в силу профессиональной неконкурентности работников (низкая заработная плата не обеспечивает привлечение и удержание в отрасли квалифицированных специалистов).
Увеличивающиеся текущие расходы на единицу бюджетных услуг не имеют непосредственной взаимосвязи ни с реальными потребностями населения в соответствующих услугах, ни с их качеством.
Более того, сама структура бюджета инерционна: фактически общество платит за наличие самой организации, а не за оказание тех или иных услуг. Инерционна и система отчетности и контроля, ориентированная на анализ соответствующих затрат по статьям бюджета, а не на достижение конкретных результатов. Инерционна и институциональная среда: для предоставления государственных услуг используется почти исключительно организационно-правовая форма государственного либо муниципального учреждения, что препятствует расширению спектра предоставляемых услуг и повышению их качества.
Результативность попыток улучшить ситуацию за счет более активного использования при формировании бюджета программно-целевого метода пока невелика. Вопреки тому, что программно-целевое финансирование должно замещать сметное, а не дополнять его, сложилась практика, когда реализация программных мероприятий рассматривается как дополнительный источник финансирования нужд и функций учреждения или органа власти, что, в свою очередь, приводит к раздуванию общих расходов бюджета. Так, за весь период 2006 года на основе программного метода сформировано лишь 8,5% расходов федерального бюджета.
Таким образом, местное самоуправление было встроено в такую систему государственного управления, в которой отсутствовал и продолжает отсутствовать комплексный механизм эффективного использования финансовых, материальных и иных ресурсов, а качество исполнения органами местного самоуправления своих полномочий находилось и продолжает находиться в прямой зависимости от комплексной и системной модернизации механизмов реализации своих полномочий органами государственной власти в части:
– определения стратегических приоритетов, целей и задач;
– внедрения бюджетного планирования, ориентированного на результат, при условии максимальной эффективности бюджетных расходов;
– внедрения программно-целевого метода, ставящего распределение бюджетных ресурсов в зависимость от практических результатов их использования в рамках стратегических приоритетов;
– введения системы унифицированных показателей оценки эффективности управленческих действий, увязанных с результативностью принимаемых решений и показателями качества предоставляемых услуг;
– включения в состав административных регламентов, а также в порядок стимулирования и оплаты труда служащих норм и положений, обеспечивающих прямую зависимость объемов вознаграждения от степени и качества достижения поставленных целей;
– усиления ответственности органов власти за нерациональное использование бюджетных ресурсов, неисполнение полномочий и бюджетных обязательств.
Перспективы совершенствования механизмов исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, лежащие в плоскости оптимизации государственного управления ресурсами, есть процесс упорядочения федеративных отношений, исполнительно-распорядительных полномочий между всеми уровнями и ветвями власти.
В последние годы был принят ряд федеральных законов, сосредоточивших на уровне субъектов Российской Федерации основные исполнительно-распорядительные полномочия (федеральные законы от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 22.08.2004г. №122-ФЗ, от 29.12.2004г. № 199-ФЗ, от 31.12.2005г. № 199-ФЗ). Вместе с тем осуществление региональными органами государственной власти значительного числа полномочий в условиях существенного повышения роли субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики не привел к оптимизации местного самоуправления.