Содержание:
ВАРИАНТ №1
1. Определить отношения между понятиями, изобразить их с помощью кругов Эйлера:
а) Традиция. Обычай. Ритуал. Обряд.
б) Студент. Уфимец. Предприниматель. Житель Башкортостана.
в) Зависимость. Независимость. Зависимость от алкоголя.
г) Конституция. Основной закон страны;
д) Смычковый инструмент. Скрипка. Виолончель;
2. Укажите вид определения (номинальное или реальное, явное или неявное); выделите определения через род и видовое отличие:
а) Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных деяний.
б) Термин «консенсус» означает согласие, общее мнение.
в) Вакансия – незамещенная должность.
3. Преобразовать суждение (если это необходимо) в явную логическую форму, указать его вид по объединенной классификации, распределенность S и P, привести символическую запись:
а) Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа.
б) Некоторые преступники - рецидивисты.
в) Не все работники суда имеют высшее образование.
г) Административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.
4. Определить вид данных суждений, их отношения по логическому квадрату:
а) Решение некоторых научных проблем делает переворот в науке – Неверно, что каждое решение научной проблемы делает переворот в науке.
б) Аристотель был учеником Платона – Аристотель не был учеником Платона.
в) Все люди мыслят логично – Неверно, что все люди мыслят логично.
г) Некоторые преступления являются особо тяжкими – Все преступления являются особо тяжкими.
5.Определить вид сложных суждений и записать их с помощью символов:
а) Родители имеют право дать ребенку имя, отчество и фамилию.
б) Число четное тогда и только тогда, когда оно делится на два.
в) Это суждение либо соединительное, либо разделительное, либо условное.
г) Если служащий нарушил дисциплину, то администрация обязана взять у него либо устные, либо письменные объяснения.
6. Сделать вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующих посылок:
а) Все преступники – правонарушители.
б) Некоторые материалисты не являются метафизиками.
в) Ни один невиновный не должен быть осужден.
г) Некоторые юристы – нотариусы.
7. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма и на основании этого установите его правильность:
а) Все студенты вузов изучают философию, а Иванов – студент вуза. Следовательно, Иванов изучает философию.
б) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна, так как в ней не указана дата ее совершения.
8. Определить вид умозаключения, сделать вывод, построить его схему:
а) Если Н. признан виновным в совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности. Если же он подлежит уголовной ответственности, то по отношению к нему применяются основные или дополнительные меры наказания.
б) Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате поджога.
9. Восстановить энтимему и установить ее правильность:
а) Убийство является особо тяжким преступлением, так как за убийство наказываются несовершеннолетние.
б) Он пошел налево, поэтому потерял коня.
10. Определить вид дилеммы, сделать вывод, построить его схему:
а) Если наука идет от заранее намеченного идеала к жизни, то она обречена на схоластику. Если же она идет от жизни к идеалу, то становится плодотворной. Но наука может либо идти от заранее намеченного идеала к жизни, либо, наоборот, от жизни к идеалу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров М.А., Маркин Б.В. Логика. М.: Гардарики, 2012. - 405 с.
2. Брюшинкин В.Н. Логика. М.: Гардарики, 2012. - 405 с.
3. Войшвилло Е. К. Логика. М.: Владос, 2010. – 527 с.
4. Гетманова А.Д. Логика. 9-ое изд. Омск: Из-во Омского ун-та, 2006. – 416 с.
5. Михайлов К.А. Логика. М.: Юрайт, 2012. – 450 с.