355266 работ
представлено на сайте

Контрольная Логика, практикум 33, номер: 254011

Номер: 254011
Количество страниц: 32
Автор: marvel5
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Логика, практикум 33 , 1 График контроля выполнения практикума………………………………….. 2
2 Методические рекомендации по выполнению практикума……………….. 3
3 Практич...

Автор:

Дата публикации:

Логика, практикум 33
logo
1 График контроля выполнения практикума………………………………….. 2
2 Методические рекомендации по выполнению практикума……………….. 3
3 Практич...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    1 График контроля выполнения практикума………………………………….. 2
    2 Методические рекомендации по выполнению практикума……………….. 3
    3 Практические задания по теме 2 «Понятия: виды и способы логического оперирования с ними»…………………………………….…………………... 4
    Задание 1.
    Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.
    Задание 2.
    Установите отношения между понятиями, изобразив их с помощью кругов Эйлера.
    Варианты
    2.1. Президент  глава государства  государство  правительство государства.
    2.2. Студент  отличник  двоечник  спортсмен.
    2.3. Адвокат  юрист  прокурор  прокуратура.
    2.4. Бандит  преступная группа  банда  главарь банды.
    2.5. Високосный год  год  часть столетия  столетие.
    2.6. Вращение  движение  скорость движения  медленное вращение.
    2.7. г. Лондон  г. Москва  европейская столица  город северного полушария.
    2.8. Движение  быстрое движение  скорость движения  медленное движение.
    2.9. Оружие – холодное оружие – пистолет – патрон.
    2.10. Деньги  бумажные деньги  монеты  фальшивые деньги .
    2.11. Преступник  преступная группа  банда  преступление.
    2.12. Квартира  комната  двухкомнатная квартира  новая квартира.
    2.13. Книга  словарь  словарь по логике  автор словаря по логике.
    2.14. Коллективное решение  неправильное решение  принятое единогласно решение  проект решения.
    2.15. Король  глава монархического государства  монархическое государство  нефтяной король.
    2.16. Мошенничество  разбой  преступление  преступность.
    2.17. Море  водоем  Финский залив  остров в океане.
    2.18. Наводнение  стихийное бедствие  ураган  московский ураган 1998 г.
    2.19. Ошибка  ошибочность  обнаруженная ошибка  исправленная ошибка.
    2.20. Плодотворный урок  сорванный урок  урок истории  урок.
    2.21. Погода  дождливая погода  солнечная погода  осенняя дождливая погода.
    2.22. Пожар  молния  стихийное бедствие  явление природы.
    2.23. Причина пожара  пожар на Останкинской башне  возгорание электропроводки  пожарный.
    2.24. Предприятие  коллектив предприятия  директор предприятия  член коллектива предприятия.
    2.25. Абстрактное понятие  понятие  форма мышления - форма. .
    2.26. Свидетель происшествия  виновник происшествия  водитель автомобиля  пешеход.
    2.27. Студент  человек, имеющий среднее образование  человек, имеющий высшее образование  человек
    2.28. Ученый  юрист  общественный деятель  диплом юриста.
    2.29. Автомобиль  легковой автомобиль  грузовой автомобиль  мотор автомобиля.
    2.30. Хозяйственное преступление  обман покупателей  незаконное изготовление спиртных напитков  преступление.
    Задание 3. Проведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятия.
    Варианты
    3.1. сотрудник полиции (А); 3.2. кража (А); 3.3. лейтенант (А); 3.4. опасный преступник (А); 3.5. министр (А); 3.6. автобус (А); 3.7. автор учебника (А); 3.8. винтовка (А); 3.9. юрист (А); 3.10. газета (А); 3.11. город (А); 3.12. директор (А); 3.13. животное (А); 3.14. певец (А); 3.15. книга (А); 3.16. космонавт (А); 3.17. медицинский институт (А); 3.18. обвиняемый (А); 3.19. оружие (А); 3.20. офицер (А); 3.21. президент России (А); 3.22. работник прокуратуры (А); 3.23. роза (А); 3.24. скульптор (А); 3.25. спортсмен (А); 3.26. стол (А); 3.27. студент (А); 3.28. студенческая группа (А); 3.29. убийство (А); 3.30. университет (А)
    Задание4.
    Определите, какая операция произведена с понятием (деление или определение понятия). Проведите анализ произведенной операции. Проверьте ее правильность.
    Алгоритм решения
    1. Определить вид проведенной операции.
    2. Если вид операции – определение, то необходимо выявить структуру определения: а именно, указать определяемое и определяющее. В определяющем выделить род и видовое отличие. Указать вид родовидового определения.
    Если вид операции – деление, то необходимо выявить структуру деления: а именно, указать делимое понятие, члены деления и основание деления. Указать вид деления.
    3. Проверить правильность операции. В неправильной операции указать, какие правила нарушены.

    4 Практические задания по теме 3 «Суждение: виды, состав, логические отношения» ……………………………………………………………………. 8
    Задание 1.
    Приведите выражения естественного языка к правильной логической форме. Проведите анализ суждения, дайте объединенную классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами, установите распределенность субъекта и предиката.
    Алгоритм решения
    1. Определить субъект и предикат высказывания, обозначив их соответственно S и Р (составные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой).
    2. При определении предиката следует иметь в виду следующее:
    а) если предикат выражен существительным или словосочетанием с существительным, то в данном случае предикат остается без изменения.
    Пример: Некоторые юристы (S) - адвокаты (Р).
    б) если предикат выражен прилагательным или причастием, которое может быть представлено одним словом или словосочетанием, то в этом случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания.
    Пример: Некоторые розы (S) красивы (Р). – Некоторые розы (S) – красивые цветы (Р).
    с) если предикат выражен глаголом или словосочетанием с глаголом, то в таком случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания, а глагол превратить в соответствующее ему причастие.
    Пример: Некоторые студенты нашей группы (S) сдали сегодня зачет по логике (Р). - Некоторые студенты нашей группы (S) есть учащиеся, сдавшие сегодня зачет по логике (Р).
    3. Определить кванторное слово («все», «некоторые», «ни одно», «это»).
    4. Определить логическую связку («есть», «не есть»)
    5. Записать суждение в канонической форме естественным языком: а именно, квантор – субъект (S) – связка – предикат (Р).
    6. Записать форму суждения в символической записи, определить количественно-качественную характеристику суждения.
    7. Графически изобразить отношения между терминами суждения.
    8. Определить распределенность терминов.
    Варианты
    1.21. Часть первокурсников не может перевести этот текст без словаря.
    Задание 2.
    Укажите, какая из приведенных схем правильно отражает отношение терминов в суждении.
    Задание 3.
    Установите вид сложного суждения, приведите его символическую запись.
    Алгоритм решения
    1. Определить и записать все простые суждения, из которых состоит предложение. Обозначить их символами.
    2. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.
    3. Записать формулу сложного суждения в символической записи. Если суждение условное, то необходимо определить основание и следствие.
    4. Составить и заполнить истинностную таблицу сложного суждения.
    Варианты
    3.21 Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

    5 Тема 5. Умозаключения………………………………………………………. 13
    Задание 1.
    Определите вид и проверьте правильность непосредственного умозаключения.
    Алгоритм решения
    1. Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой.
    2. Определить в составе простых суждений умозаключения субъект и предикат, квантор и логическую связку. Перенести обозначения S и P в заключение.
    3. Записать логическую форму умозаключения в символической записи.
    4. Определить вид непосредственного умозаключения.
    5. Проверить выполнение правил непосредственного умозаключения.
    Задание 2.
    Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату из суждения; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату.
    Алгоритм решения
    1. Записать посылку умозаключения в правильной логической форме категорического суждения.
    2. Определить в составе посылки субъект и предикат, квантор и логическую связку.
    3. Записать формулу посылки в символической записи.
    4. Путем выполнения правил непосредственного умозаключения сделать заключение и записать его в виде формулы.
    5. Записать полученное заключение выражением естественного языка.

    6 Практические задания по теме 5.1 «Непосредственные умозаключения».. 13
    7 Практические задания по теме 5.2 «Простой категорический силлогизм».. 16
    Задание 1.
    Проведите анализ силлогизма. Проверьте его правильность умозаключения.
    Алгоритм решения
    1. Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, каждую посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой. Суждения, которые не являются посылками и заключением в умозаключение не записываются.
    2. Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно буквами S (меньший термин) и Р (больший термин).
    3. Перенести обозначения S и Р в посылки и определить средний термин, обозначив его буквой М. Если необходимо, то следует преобразовать посылки и заключение так, чтобы их грамматическая форма соответствовала логической.
    4. Проверить идентичность терминов в посылках и заключении. Если терминов больше трех, анализ силлогизма прекращается и делается вывод, что умозаключение неправильное, поскольку нарушено правило силлогизма (произошло учетверение термина). Если термины выражены противоречащими понятиями (например: М и не-М), то необходимо произвести с одной из посылок операцию превращения, либо операцию противопоставление предикату (субъекту). Если термины идентичны в обеих посылках, то анализ продолжается.
    5. Записать логическую форму умозаключения в символической записи, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.
    6. Определить фигуру и модус силлогизма.
    7. Определить распределенность терминов в силлогизме, и проверить все общие правила силлогизма.
    8. Определить отношение между терминами в посылках силлогизма с помощью круговых схем.
    9. Если а) модус соответствует правильному модусу полученной фигуры, б) все общие правила силлогизма выполнены, и с) полученное отношение между терминами в посылках силлогизма соответствует отношению между терминами в заключение силлогизма, то делается вывод о правильности силлогизма.
    Если а) модус не соответствует правильному модусу полученной фигуры, б) нарушено хотя бы одно из общих правил силлогизма и с) полученное отношение между терминами силлогизма не соответствует отношению между терминами в заключение силлогизма, то делается вывод о неправильности силлогизма.
    Задание 2.
    Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
    Алгоритм решения
    1. Записать суждения в качестве посылок умозаключения.
    2. Определить средний термин, обозначив его буквой М.
    3. Сделать вывод из посылок и получить заключение. Для этого исключить средний термин из посылок силлогизма и соединить оставшиеся понятия в простое суждение, которое и будет являться заключением.
    4. Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно, буквами S (меньший термин) и Р (больший термин). Перенести обозначения S и Р в посылки.
    5. Записать логическую форму умозаключения в символической записи, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.
    6. Определить фигуру и модус силлогизма. Если модус умозаключения соответствует правильным модусам данной фигуры, то анализ прекращается и делается вывод о правильности умозаключения.
    7. Если модус умозаключения не соответствует правильным модусам данной фигуры, то необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определяется распределенность терминов в силлогизме и проверяются все общие правила силлогизма. Определив, какое правило нарушено делается вывод о неправильности данного умозаключения

    8 Практические задания по теме 5.3 «Умозаключения из сложных суждений (умозаключения логики высказываний)»…………………........... 21
    Задание 1.
    Определите вид и проверьте правильность умозаключений по их форме.
    Алгоритм решения
    1. Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, каждую посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой. Суждения, которые не являются посылками и заключением в умозаключение не записываются.
    2. Определить простые суждения в составе умозаключения и обозначить их символами (p, q, r, s, t).
    3. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.
    4. Записать логическую форму умозаключения в символической записи.
    5. Определить вид умозаключения из сложных суждений и его модус.
    6. Проверить соответствие или несоответствие полученной логической формы правильным модусам данного умозаключения.
    Задание 2.
    Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
    Алгоритм решения
    1. Записать суждения в качестве посылок умозаключения.
    2. Определить простые суждения в составе посылок и обозначить их символами (p, q, r, s, t).
    3. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.
    4. Записать логическую форму предполагаемого умозаключения в символической записи.
    5. Определить вид умозаключения из сложных суждений и его модус.
    6. Сделать заключение, сформулировать его посредством естественного языка.
    7. Проверить соответствие или несоответствие полученной логической формы правильным модусам данного умозаключения.
    Задание 3.
    Проверьте правильность рассуждения табличным способом
    Алгоритм решения
    1. Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, каждую посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой. Суждения, которые не являются посылками и заключением в умозаключение не записываются.
    2. Определить простые суждения в составе умозаключения и обозначить их символами (p, q, r, s, t).
    3. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.
    4. Записать логическую форму умозаключения в символической записи.
    5. Построить и заполнить истинностную таблицу.
    6. Проанализировать таблицу на наличие или отсутствие логического следования между посылками и заключением.

    9 Список основной литературы………………………………………………… 28
    Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М.: Инфра-М, Форум, 2013.
    Грядовой Д.И. Логика: Общий курс формальной логики: Учебник. М., 2010.
    Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Задачи и упражнения: Учебное пособие. М., 2010.
    Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник - М.: Проспект, 2013.
    Ганс Е.С., Новиченко А.С., Фролова Т.Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2005.
    Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник - М.: Проспект, 2012.
    Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. М., 2004.

    Материалы подготовлены к печати предметно-методической секцией по логике (доктор философских наук, профессор Грядовой Д.И., кандидат социологических наук, доцент Стрелкова Н.В., кандидат социологических наук, доцент Фролова Т.Н.).

    10 Словарь основных понятий и терминов……………………………………... 29
logo

Другие работы