Номер: 68761
Количество страниц: 139
Автор: proffi61111
Диплом Личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах, номер: 68761
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах
1. Понятие «стресс» в современной психологии 6
1.2. Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях 18
1.3. Личностные особенности совладания со стрессом 28
1.4. Психологическое здоровье как фактор совладающего
поведения со стрессом 41
Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей
совладания со стрессом в разных возрастных группах
2.1. Организация и методы исследования 55
2.2. Анализ результатов исследования 73
Заключение 101
Литература 105
Приложения 110
Введение
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они оказывают большое влияние на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмена, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И., Дементий, К.И. Корнева, С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузена , В.А. Бодрова и др.).
Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет актуальность данной работы.
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей совладания со стрессом в разных возрастных группах явно недостаточно.
Цель исследования – выявить личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах.
Объект исследования – процесс совладания со стрессом.
Предмет исследования – личностные особенности совладания со стрессом в разных возрастных группах.
Гипотезы исследования:
1. Личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на особенности совладания со стрессом.
2. Существуют возрастные особенности совладания со стрессом.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия «стресс».
1.1. Проанализировать стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуаций.
1.2. Проанализировать личностные особенности совладания со стрессом и их влияние на стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей влияния личностных особенностей на совладающее поведение при стрессе в разных возрастных группах.
3. Провести обработку результатов исследования методами математической статистики.
4. Провести анализ результатов исследования и обработки полученных данных.
Методы исследования:
1. Тестирование
Использовались: методика оценки темперамента Г.Айзенка, тест самоактуализации Шостром (САТ), тест описания поведения Томаса, методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Е. Хейма.
2. Математические методы статистической обработки результатов.
Использовались непараметрические критерии Манна-Уитни и Пирсона.
В эксперименте приняли участие 30 человек. Все испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в каждой по возрастному признаку.
Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин).
Другие работы
330 руб.
650 руб.