Номер: 40423
Количество страниц: 74
Автор: proffi3
Диплом Лесть как манипулятивное средство, номер: 40423
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Манипулятивная регуляция дискурса. К истории вопроса.
1.1 Диалог как форма реализации речевой коммуникации 6
1.2 Понятие о речевом акте и коммуникативной цели 11
1.3 Регуляция общения. Стратегии и тактики 15
1.4. Манипуляция как способ достижения коммуникативной цели.
1.4.1. История манипуляции 19
1.4.2. Характерные признаки манипулятивного воздействия 22
1.5. Лесть как манипулятивное средство.
1.5.1. Понятие о лингвистике лжи 26
1.5.2. Лесть как одна из основных речевых тактик 27
1.5.3. Отличие лести от комплимента 29
1.5.4. Функционирование максим общения Г.П. Грайса и Дж.Лича в речевых единицах, содержащих лесть 32
1.6. Классификация речевых единиц, содержащих лесть 38
ВЫВОДЫ 39
ГЛАВА I I. Анализ речевых единиц, включающих лесть 40
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 72
ВВЕДЕНИЕ
Общение, безусловно, является одним из важнейших компонентов человеческой жизни, его значение сложно переоценить. В настоящее время в сфере общения нередко возникает такое явление, как манипулирование адресатом. В последнее время этот процесс особенно ярко заявил о себе: человек ежедневно подвергается манипуляции не только со стороны СМИ, где манипулирование используется, например, в качестве политической пропаганды, но и в процессе общения людей друг с другом. Так как манипулирование личностью носит скрытый, косвенный характер, необходимо уметь распознавать и анализировать это явление.
Актуальность дипломной работы заключается в описании лести в качестве одной из ведущих манипулятивных тактик. Следует отметить, что в настоящее время манипуляция играет большую роль в разных типах дискурсов: политическом, дипломатическом, деловом и т.д.. В последнее время активно исследуется непрямая коммуникация, рассматривается манипуляция, проявляющаяся в неофициальном общении: обиходно-бытовой и обиходно-деловой сферах. Существует много работ, посвящённых манипуляции, но практически нет исследований, в которых разграничиваются комплимент и лесть в качестве манипулятивной тактики.
Таким образом, предметом исследования в работе является лесть в качестве манипулятивной тактики.
Основная цель работы заключается в описании регулятивных свойств лести в качестве манипулятивного средства в обиходной сфере общения. Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить ряд задач:
1. Определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «речевой акт», «речевой ход», «манипулирование», «речевая тактика» и «речевая стратегия».
2. На основании анализа научных работ по теме предложить классификацию речевых единиц, в которых присутствует исследуемое явление, а также определить возможные параметры описания рассматриваемых контекстов.
3. Опираясь на предложенную классификацию, проанализировать речевые единицы, принадлежащие обиходно-деловой и обиходно-бытовой сферам общения, единицы, в которых реализуется лесть как манипулятивное средство.
В работе представлено описание специфики речевого воздействия, коммуникативных стратегий и тактик, феномена речевого манипулирования адресатом. Известно, что явлением скрытого управления личностью занимается ряд дисциплин, в число которых входят риторика, психолингвистика, паралингвистика и ряд других. В представленной работе манипуляция будет рассмотрена, в первую очередь, с позиции прагмалингвистики.
В работе методами исследования являются:
• дефинирование;
• интегрирование информации из разных источников;
• непосредственное наблюдение речевых явлений;
• дискурсивный анализ;
Материалом исследования служат примеры из разговорной речи современного человека. Рассмотренные примеры взяты из обиходно-деловой и обиходно-бытовой сфер общения. Исследованы следующие социальные роли: подруга – подруга, продавец – покупатель и т.д.. Участники коммуникативных ситуаций, проанализированных в работе, являются студентами московских вузов в возрасте приблизительно 19 – 23 лет. Автор работы являлся либо участником, либо непосредственным наблюдателем подобных ситуаций. В работе рассмотрены лишь те ситуации, в которых перлокутивный эффект коммуникации совпал, с точки зрения манипулятора, с эффектом ожидаемым.
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней описана специфика лести в качестве одной из наиболее распространённых манипулятивных тактик. Материалы работы могут представлять практическую значимость для исследований в сфере прагматического анализа речевой коммуникации. Как уже было отмечено, источником материала для исследования является обиходно-бытовая и обиходно-деловая сферы общения, следовательно, анализируемые в работе примеры отражают речевые тенденции, характерные в настоящее время для неофициального общения.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования лести в обиходно-бытовой и обиходно-деловой сферах общения, а также в разграничении понятия лести как манипулятивной тактики и комплимента. Результаты исследования могут иметь практическую значимость для дальнейшего изучения прагмалингвистических аспектов разговорной речи.
Другие работы
330 руб.
650 руб.