Номер: 170255
Количество страниц: 70
Автор: luddmit
Диплом Копинг-стратегии младших школьников, номер: 170255
1950 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение……………………………………………………………...................3
Глава 1. Теоретические обоснование взаимосвязи копинг-стратегий младших школьников и особенностей типов детско-родительских отношений………………………………………………………….………………..6
1.1. Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте…........7
1.2. Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений………………...………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей копинг-стратегий младших школьников с учетом типа детско-родительских отношений………………......................................................................................32
2.1. Методы и методики исследования………………………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….. Заключение…………………………………………………………………….52
Список литературы…………………………………………………………..54
Приложение……………………………………………………………………57
Актуальность. На современном этапе развития общества проблема фор-мирования социально-психологической адаптации детей – одна из наиболее ак-туальных. Умение справляться с трудными ситуациями, вырабатывая при этом широкий набор конструктивных способов преодоления стресса является важ-ным показателем уровня развития личности.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровь-ем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формирова-нию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, дей-ствует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Эффективность адаптации человека к требованиям трудной, экстремаль-ной ситуации (действительной или воображаемой), отражено в понятии coping behavior (преодоление, совладание), под которым понимают активные, пре-имущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией. Копинг позволяет че-ловеку обеспечивать поддержание, укрепление здоровья и благополучия, а мо-жет способствовать их разрушению.
Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме.
Каким образом, ребенок усваивает тот или иной способ совладания и ка-кие факторы влияют на его выбор - является предметом научного интереса в последнее время (W. Kliewer, 1991; Н.А.Сирота, 1994; Н.Ф. Михайлова, 1998; Г.Сапоровская, Е.В. Куфтяк, 2005; И.М. Никольская, P.M. Грановская, 2006;
A.B. Петунс, 2006; H.A. Агеева, С.А. Долженков, Т.А. Осипович, A.BКиселева, 2007; И.В. Борисова, 2007 и др.)
Однако большинство исследователей не рассматривает формирование копинг-поведения у детей в соответствии с динамикой их возрастного развития, а ограничивается его изучением только в определенном возрасте, либо в целом - охватывая слишком большой возрастной период. Такой подход дает лишь об-щие или фрагментарные представления, не позволяя осуществить, с одной сто-роны, более точной половозрастной дифференциации в изучении механизмов копинг-поведения, а с другой стороны, оценить влияние предикторов - всю со-вокупность внутренних и внешних (средовых) факторов этого процесса.
Исходя из вышеизложенного основная цель данной работы – выявить, теоретически подтвердить и эмпирически доказать взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями.
Исходя из общей цели исследования основными задачами стали:
1) теоретически обосновать сущность понятий детско-родительские отношения, копинг-стратегии, определить взаимосвязь.
2) изучить типы детско-родительских отношений.
3) экспериментально изучить копинг-стратегии детей младшего школьного возраста.
4) изучить взаимосвязь копинг-стратегий и детско-родительских от-ношений младших школьников.
Объект исследования – копинг-стратегии младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с особенностями типов детско-родительских отношений.
Гипотеза: копинг-стратегии младших школьников обусловлены тпиом детско-родительских отношений:
- у младших школьников в семьях с детско-родительскими отношениями по типу симбиоз, ведущими копинг-стратегиями являются «обнимаю, прижи-маю, глажу» и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».
- у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу кооперация, наиболее используемыми копинг-стратегиями, как и по типу симбиоз, выступают «обнимаю, прижимаю, глажу» и «стараюсь рассла-биться, оставаться спокойным» так же с целью защиты используют, «прощу прощения, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «мечтаю, представляю себе что-нибудь».
- у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу авторитарная гиперсоциализация, ведущей копинг-стратегией является «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» далее, по снижению значимо-сти следует - «прощу прощения, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «рисую, пишу, читаю».
- у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу маленький неудачник: «обнимаю, прижимаю, глажу» и «прощу проще-ния, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «стараюсь рассла-биться, оставаться спокойным», «рисую, пишу, читаю».
Теоретической и методологической основой послужили: транзакцион-ная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития че-ловека Э. Эриксона; теория психологии отношений В.М. Мясищева; теоретиче-ские положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы: рисуночный тест Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Коуфман), методика Неоконченные предложения, тест-опросник родитель-ского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская, методы обработки дан-ных – количественный (статистические методы) и качественный (контент-анализ).
Практическая значимость определяется возможностью широкого при-менения полученных в исследовании результатов и выводов для психолого-педагогической работы с детьми (младшего школьного возраста).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, спи-ска использованной литературы и приложения.
Другие работы
330 руб.
650 руб.