Номер: 65249
Количество страниц: 24
Автор: marvel
Контрольная Контрольная по логике вариант 6, номер: 65249
390 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Контрольная работа Вариант - 6
1. В каких случаях применяется закон тождества? Приведите примеры к каждой ситуации.
2. Почему нелогичны следующие высказывания?
а) Из окна я вижу соседний дом с той и другой стороны.
б) Эти прямые параллельны, так как они не пересекаются.
3. Укажите отношения, в которых следующее высказывание истинно, и отношения, в которых оно ложно:
""Люди ограниченные ... гораздо меньше делают глупостей, чем люди умные"" (Ф. Достоевский).
а) это высказывание истинно в отношении Любви.
б) это высказывание ложно во всех других отношениях (т.е. в практической жизни, обыденной, повседневной
- в профессиональной сфере деятельности,
- в искусстве, художественном творчестве,
- в науке, в области познания… т.д.
- Насколько я знаю творчество Федора Михайловича Достоевского и … жизнь.
4. Подберите понятия, равнозначные данным:
Дезинформация Основатель теории происхождения видов – Чарльз Дарвин.
Декрет
Юрист
Аристотель
Куб
Эксперимент
5. Проверьте, правильно ли определены виды отношений между понятиями:
а) Композитор, пианист - подчинение.
б) Закон, правило - пересечение.
в) Дитя, юноша - совместимые.
г) Кража, грабеж - противоречие
6. У Порции, героини комедии Шекспира ""Венецианский купец"", было четыре шкатулки: из золота, серебра, меди и свинца. В одной из шкатулок она хранила свой портрет. Предположим, что Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму. Поклонник получит право назвать Порцию своей невестой, если укажет на шкатулку с портретом. На крышке каждой шкатулки была сделана надпись, которая должна помочь найти шкатулку с портретом. Допустим, что Порция приказала сделать следующие надписи:
На золотой: ""Портрет в этой шкатулке"".
На серебряной: ""Портрет не в этой шкатулке"".
На медной: ""Портрет не в серебряной шкатулке"".
На свинцовой: ""Портрет не в медной шкатулке"". Своему поклоннику Порция объяснила, что из четырех над¬писей две истинных и две ложных. Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?
7. Что такое реальное определение? Приведите примеры.
8. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логическую ошибку):
а) Нация - устойчивая историческая общность;
б) Упрямство - порок слабого ума;
в) Математика - не искусство.
г) Индивидуальное средство защиты - это газовые баллончики.
9. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):
а) Государства бывают республиканскими и федеративными.
Неполное деление, государства бывают и утилитарными;
б) Окружности могут быть вписанными, описанными и сами по себе;
деление несоразмерно: допущено излишество в делении.
в) Деревья состоят из корней, стволов и кроны;
– это не деление, а определение понятия.
г) Женщина может быть незамужней, замужней, матерью или бабушкой.
10. Произведите ограничение следующих понятий:
Черта характера
Родовая община
Свобода
Вектор
Преступление.
Эрудиция
Налог
11. Дано суждение: ""Мораль регулирует общественные отношения"". Ответьте на вопросы:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите формулу)?
б) Какова распределённость (авторская и читательская) терминов в этом суждении?
в) Какова логическая и фактическая модальность этого суждения?
12. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их формулы:
а) Шторма бояться (а) - в море не ходить (b).
13. Правильно ли установлены качество и количество, распределённость терминов и модальность следующих суждений:
а) Каждый человек имеет право на образование. -Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное.
Все определено правильно.
б) Некоторые люди - холерики. - Частноутвердительное, субъект не распределен, а предикат распределен, суждение о действительности, достоверное.
14. Составьте суждение по формуле: А → ( В & С ) .
15. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая? - Если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна.
На голубой: ""Это не моя машина. Мне принадлежит белая"".
На желтой: ""Это моя машина. Красная машина тоже моя"".
На красной: ""Это моя машина. Голубая тоже моя"".
На белой: ""Это моя машина, а голубая не моя"".
Какая машина принадлежит девушке?
16. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построен силлогизм: Все лица, совершившие кражу, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Гражданин Иванов подлежит привлечению к уголовной ответственности. Значит, он совершил кражу.
17. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:
Николаев - не сильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры.
18. На основе данных понятий постройте правильный силлогизм:
Лесть, приятное, извращение истины.
1 посылка: Любая лесть приятна.
2 посылка: Всякая лесть есть извращение истины.
3. Умозаключение: Иногда извращение истины может быть приятным.
19. Найдите средний термин для следующих понятий:
Русские писатели - великие люди.
1. Классики – великие люди.
2. Некоторые русские писатели – классики.
3. Некоторые русские писатели – великие люди.
20. На основе данных понятий постройте правильный полисиллогизм:
Научное объяснение, теория, теория происхождения государства, теория общественного договора
21. Воспоминая о марафоне, проходившем полвека назад в Тюмени, ветераны рассказали следующее:
Андреев: ""Дмитриев пришел вторым, а я оказался третьим"". Борисов: ""Нет, я выиграл тот забег, а вторым был Петров"". Петров: ""Нет, я был третьим, а Борисов пришел пятым"". Дмитриев: ""Я пришел вслед за победителем, а Соколов занял четвертое место"". Соколов: ""Победу тогда одержал Андреев, а я пришел четвертым"".
Как в действительности закончился этот побег, если каждый ветеран один факт припомнил правильно?
22. Постройте классификацию условных умозаключений. Дайте определение каждому виду.
23. Установите вид, модус, запишите в символической форме, проверьте, правильно ли построены следующие умозаключения:
а) Это преступление грабеж или разбой. Но у него нет признака разбоя. Значит, оно является грабежом.
б) Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, то волчица утащит ребёнка в своё логово. Я могу сейчас выстрелить или не стрелять. Следовательно, я могу попасть в сына или волчица утащит ребёнка в своё логово (Ч. Айтматов. Плаха).
24. Восстановите недостающую часть в следующей энтимеме и проверьте её правильность:
Если он автор этого слуха, то он глуп или беспринципен. Значит, не он автор этого слуха.
Если он автор этого слуха, то он глуп или беспринципен.
Он не глуп и не беспринципен.
Значит, не он автор этого слуха.
25. Определите какой метод научной индукции применяется в рассуждении:
Роджер Бэкон, стремясь отыскать причину появления радуги, обратил внимание, что подобные же явления (цвета радуги) наблюдаются также в водяной пыли над водопадом, в отшлифованных алмазах, в стекле, в брызгах из-под вёсел. Отсюда он заключил, что радуга вызывается прохождением света через прозрачные тела, имеющие сферическую или кристаллическую форму.
26. Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и проверьте, соблюдены ли ее правила, составьте схему аргументации:
""Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме несомненные чему признаки из ниже следующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную землю, ежедневно и в необычной продолжительности горит огонь, что уже явное к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен"" (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).
27. К данному тезису подберите достаточное количество аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов:
28. Подберите равнозначный тезис к следующему:
Чувства нас обманывают.
29. В чем смысл логической ошибки «предвосхищение оснований»? Приведите пример.
30. Какое наименьшее число носильщиков следует нанять путешественнику, чтобы совершить шестидневный переход через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из носильщиков может нести лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека? Ответ аргументируйте.
31. Содержание какого понятия богаче в следующих парах? Почему?
а) Рецидивист. Лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы за убийство.
б) Кража. Хищение.
32. Обратите следующие суждения:
а) Некоторые художники - пейзажисты.
б) Снегири - не перелётные птицы.
33. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность:
а) Истинно, что некоторые привычки полезны
34. Правильно ли поставлены следующие вопросы? Установите их вид:
а) Кто автор книги ""Эристика или искусство спора""?
б) Действительно ли мышление бывает неправильным?
35. Подберите понятия, отношения между которыми
соответствуют схеме:
А – русские изобретатели, В – Попов, С – изобретатель радио.
Другие работы
330 руб.