Номер: 71447
Количество страниц: 26
Автор: proffi61111
Курсовая Конкуренция и сотрудничество, номер: 71447
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
1. Введение 2
2. Общее понятие и сущность конкуренции 4
3. Различные подходы к определению конкуренции и конкурентоспособности 5
4. Особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка 8
5. Роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования 14
6. Особенности соотношения конкуренции и сотрудничества в рыночной экономике 16
7. Заключение 23
Литература 25
1. Введение
Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содер¬жанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от ко¬нъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровла¬дельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание является неотъемлемой чертой товарно-рыночного хозяйства.
Конкуренция — это поистине «война всех против всех». На рын¬ке всеобщее сражение ведется на три «фронта».
Первый фронт на¬ходится среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты по¬дороже. Однако когда товаров произведено слишком много, то со¬перничество между ними обостряется. Кто же в этом случае одер¬живает победу? Побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называе¬мым бросовым) ценам.
Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же товаров для всех не хватает, то между покупателями разгорается острое сопер¬ничество. Кто одерживает в этом противоборстве верх? Побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сра¬внению с рыночной.
Наконец, третий, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противополо¬жных позициях в отношении уровня цены. Кто же выигрывает сра¬жение? Разумеется, та рыночная сила, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.
В результате всей этой многосторонней борьбы в каждый дан¬ный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на од¬нородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конку¬ренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей цены.
Свободная конкуренция заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорит¬ся, руководствоваться общими «правилами игры». В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые позволяют успешно выдерживать все атаки конкурентов.
Говоря более конкретно, успех приходит к тому товаровладель¬цу, который заботится о том, чтобы расширить производство, усо¬вершенствовать его технику и организацию. Тогда он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками. Он снижает стоимость своих товаров (путем повышения производите¬льности труда и уменьшения производственных затрат), улучшает их качество, расширяет ассортимент продукции, совершенствует то¬рговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей. Рискуя своим иму¬ществом, они делают открытия большого хозяйственного значения. Изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят бо¬лее эффективные формы организации труда и производства, спосо¬бы экономного использования производственных ресурсов. Тем са¬мым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и эко¬номическому прогрессу. Нобелевский лауреат известный английс¬кий экономист Фридрих фон Хайек пришел к следующему обобще¬нию: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
В то же время, в современных условиях развития рыночной экономики нередким является феномен сотрудничества конкурентов. Именно сотрудничество в конкурентной среде нередко дает конкурентам возможность упрочнить свое положение на соответствующем рынке и получить солидное преимущество.
В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. В то же время, и сотрудничество различных компаний в наши дни является не редким. Можно вспомнить скандалы вокруг сговора операторов сотовой связи и ряд других примеров. Таким образом, исследование конкуренции и сотрудничества в рыночной экономике является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и особенностей сотрудничества конкурентов в современных рыночных условиях.
Доя достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
- Изучить различные подходы к определению конкуренции и конкурентоспособности;
- Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
- Проанализировать особенности соотношения конкуренции и сотрудничества в рыночной экономике.