Номер: 69027
Количество страниц: 61
Автор: proffi61111
Диплом Компульсивное поведение личности, номер: 69027
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме компульсивного поведения личности 7
1.1.Феномен компульсивного повторения 7
1.2.Понятие дистрессора 18
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования 38
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 59
Введение
Так как в каждой ситуации решающее значение имеет субъект и степень проявления им активности, а любая ситуация воспринимается как стрессовая или нет именно благодаря индивидуальным характеристикам человека, то можно говорить, что поведение в кризисных ситуациях детерминировано психологическими особенностями личности. У.Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент [17]. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации.
На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).
Со второй половины XX века в психологии активно разрабатывается проблема совладания личности со стрессом [2, 9,10]. «В отличие от психологической защиты копинг-поведение – это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиями ситуации помогающая преобразовать её в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, которые человек изменить не может» [9]. Были выделены и изучены стратеги совладания копинг-стратегии.
Семья, как правило, выступает либо как источник стресса, либо как социальная поддержка. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и совладения семьи с жизненными трудностями (стрессами).
Стрессовые реакции, связанные с демобилизацией организма, получили название дистресса. Испытывает человек стресс или дистресс определяется силой эмоционального заряда и его направленностью на созидание или разрушение (позитив или негатив). Семейные дисстресы, могут вызываться как макро - так и микросредовыми факторами: социальная и экономическая ситуация в обществе, особенности, структура, состав семьи, уровень материального благополучия, семейный психологический климат.
В настоящее время, семье отводят стабилизирующую роль, как главному в эпохе нестабильности. Это объясняется тем, что именно семья оказывается наиболее устойчивой к произошедшим изменениям и экспериментам. Но нужно сказать, что семья всецело воспринимает изменения в социально - экономической, политической сфере, в основном, это происходит изменения в системе внутрисемейных отношений. Отсюда- увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи оказывает деформирующее давление на ее членов.
Ф.Е. Василюк [13] определяет критическую ситуацию как ситуацию невозможности реализации человеком мотивов, стремлений и ценностей. Она возникает в том случае, если имеющиеся в арсенале человека способы активности не помогают ему справиться с изменившимися условиями жизнедеятельности. Автор предлагает рассматривать критическую жизненную ситуацию через следующие понятия: стресс, конфликт, кризис, фрустрация.
В. Лебедев относит к экстремальным ситуации, связанные с угрозой для жизни человека [25]. Н.И. Наенко различает три типа ситуаций:
а) трудные – отличаются сложностью и повышенной значимостью решаемой задачи для субъекта;
б) параэкстремальные – при наличии строгих условий при решении задачи, риска;
в) экстремальные – в случае, когда результат решения задачи определяет возможность дальнейшего существования субъекта.
Она считает, что экстремальность ситуации определяется интенсивностью воздействующего на человека фактора, его качественным своеобразием, временем и характером действия.
Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко [28]. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата). По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.
Известно, что трудные жизненные ситуации проверяют семейную
систему на прочность и способность восстанавливать силы после перенесенного стресса {resilience) (H. McCubbin, 1983). Особый интерес для нас представляет изучение возможностей членов семьи по организации собственного поведения в такой ситуации - либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности, направленной на решение проблемы. Преобладание того или иного стиля реагирования (защитного или совладающего) характеризует проявление субъектности и отдельного человека (члена семьи) и семьи как группы.
В данной работе предполагается рассмотреть, как влияет компульсивные повторения на членов семей и каким образом, человек преодолевает эту кризисную ситуацию.
Навязчивые действия (компульсии) - повторяющиеся и устойчивые поведенческие или мыслительные акты, которые люди вынуждены производить, чтобы предотвратить или снизить тревогу.
Цель исследования: изучение особенностей проявления и механизмов компульсивного поведения на челенов семей.
Объект исследования: компульсивноые повторения.
Предмет исследования защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семьи в период кризиса.
Гипотеза исследования:
Компульсивное повторение определяется деструктивным мотивом влечение к смерти и разрушением системы защитных механизмов уже известных и рассмотренных (совладания с тревогой и травматическим опытом).
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности и механизмы проявления компульсивного повторения;
2. Охарактеризовать явление дистрессора, особенности протекания;
3. Исследовать особенности проявления компульсивного повторения, определить влияние компульсивного повторения на семью;
4. Сформулировать выводы.
Другие работы
330 руб.
650 руб.