355266 работ
представлено на сайте

Курсовая Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова, номер: 66781

Номер: 66781
Количество страниц: 42
Автор: proffi61111
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова , Введение
Глава 1. Методология изучения художественной литературы
1.1. Художественная литература как объект историческог...

Автор:

Дата публикации:

Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова
logo
Введение
Глава 1. Методология изучения художественной литературы
1.1. Художественная литература как объект историческог...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение
    Глава 1. Методология изучения художественной литературы
    1.1. Художественная литература как объект исторического исследования
    1.2. Художественная литература как исторический источник
    Глава 2. Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова
    2.1. Детские впечатления поэта о Кавказе
    2.2. Лермонтов на военной службе
    Глава 3. Представления о кавказской войне в русском обществе и литературе
    3.1. Отличительные черты кавказского характера в
    произведениях Лермонтова
    3.2. Отражение сущности происходящих событий в термине «кавказская война»
    3.3. Изображение Кавказской войны в произведениях
    Лермонтова
    Заключение
    Список литературы

    Введение

    Интерес к теме настоящего исследования обусловлен тем, что становление творческой личности М.Ю. Лермонтова произошло именно на Кавказе. Там под впечатлениями красоты природы и характера народов Кавказа, военных событий, участником которых он был сам, написаны наиболее знаменитые его литературные произведения.
    Данная тема исследования актуальна сегодня для нашей страны, в которой сравнительно недавно развернулись активные боевые действия на Кавказе, так как анализ художественных произведений Лермонтова позволяет с мировоззренческих позиций осознать причину постоянных конфликтов на данной территории. Для исторической науки подобный взгляд на военную историю необычен, также как и использование художественного произведения в качестве исторического источника, что подвергается сомнению рядом историков, вызывает многочисленные дискуссии в их среде.
    Цель данного исследования: рассмотреть и проанализировать в качестве исторического источника литературные произведения М.Ю. Лермонтова о Кавказской войне. Также хотелось бы осветить вопрос о том, каким же образом характеризовалась Кавказская война в художественной литературе в целом и в русском обществе.
    В задачи исследования входило:
    - выяснение теоретических и методологических проблем исторического исследования при работе с художественным произведением;
    - определение роли Кавказа как географической местности и социо-культурного явления в жизни и творчестве поэта М.Ю. Лермонтова;
    - воссоздание образа Кавказской войны, сложившегося в общественной среде России, в произведениях Лермонтова и других писателей и поэтов.
    Прежде, чем перейти непосредственно к решению поставленных задач, произведем небольшой экскурс в историю взаимоотношений Российской империи и кавказских народов. Продвижение России на Кавказ началось задолго до XIX в. Так, Кабарда еще в ХVI в. приняла русское подданство. В 1783 г. Ираклий II заключил с Россией Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия приняла покровительство России. В начале XIX века вся Грузия вошла в состав Российской империи. В это же время продолжилось про¬движение России в Закавказье и был присоединен Северный Азербайджан. Однако Закавказье было отделено от основной территории России Кавказскими горами, насе¬ленными воинственными горскими народностями, кото¬рые совершали набеги на земли, признавшие власть России, и мешали сообщениям с Закавказьем. Для России Кавказ был необходим в интересах обороны ее южных границ и как опорный пункт в экономическом и военном проникновении на ближний и Средний Восток .
    Как только начались попытки царской администрации навязать вольным обществам горцев российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Больше всего горцы были возмущены запретами совершать набеги, которые для большинства из них были средством к существованию. Кроме того население выступало против мобилизации на строительство многочисленных крепостей, мостов, дорог. Всё новые и новые налоги истощали и без того небогатое население. Постепенно столкновения превратились в борьбу горцев, приняв¬ших ислам, под флагом газавата (джихада) - «священной войны» против «неверных». Основными центрами сопротивления горцев на востоке Кавказа были Чечня и Гор¬ный Дагестан, на западе – абхазы и черкесы.
    Условно историки выделяют пять основных периодов Кавказской войны в XIX в . Первый – с 1817 по 1827 г., связанный с началом широкомасштабных военных дейст¬вий наместником на Кавказе и главнокомандующим рус¬скими войсками генералом А.П. Ермоловым; второй – ¬1827-1834 гг., когда шел процесс складывания военно-теократического государства горцев на Северном Кавказе и усилилось сопротивление русским войскам; третий ¬– с 1834 по 1855 г., когда движение горцев возглавил имам Шамиль, добившийся ряда крупных побед над царскими войсками; четвертый – с 1855 по 1859 г. – внутренний кризис имамата Шамиля, усиление русского наступления, разгром и пленение Шамиля; пятый – 1859-1864 гг. ¬– завершение военных действий на Северном Кавказе.
    Хронологические рамки данного исследования включают в себя первый, второй и часть третьего периода Кавказской войны XIX в., т.е. те события, о которых знал, в которых участвовал Лермонтов и которые вошли в его произведения.
    Источниковой базой исследования выступают художественные произведения М.Ю. Лермонтова, в которых так или иначе отражены события Кавказской войны и отношение автора к этим событиям («Беглец», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Кавказ», «Кавказец», «Кинжал», «Мцыри», «Синие горы Кавказа», «Кавказский пленник», «Измаил Бек», «Тамара», «Хаджи-Абрек» и др.). Возможность использования литературы для изучения истории, а также методы, которые применяются для исследования художественных произведений будут более подробно рассмотрены в первой главе настоящей работы. Отметим только, что вопреки видимости, эти проблемы не являются предметом многочисленных исследований.
    При исследовании темы также использовался обширный круг разнообразных источников, среди которых можно выделить следующие их виды:
    - материалы мемуарного характера;
    - статьи периодической печати.
    Кавказская война неоднократно привлекала внимание исследователей, и прежде всего этнографов (М.О. Косвен), историков (П. Зубов, А.П. Берже, В. Потто, А.Г. Кавтарадзе, М.М. Блиев, В.В. Дегоев, Я.А. Гордин), культурологов (Д.И. Олейников, А. Бочаров, В.И. Гамов). Исследователи-литературоведы так или иначе обращались к этой теме и в работах по творчеству отдельных писателей (В.Б. Шкловский, Ю.В. Томашевский, М.П. Алексеев, М.В. Нечкина, В. Васильев, С.А. Андреев-Кривич, И.Д. Воронин, И.К. Ениколопов, А.В. Попов, И. Дзюба), и в работах более общего характера (И.Л. Андроников, Д.Л. Ватейшвили, Н.Б. Веленгурин, Б.С. Виноградов, В. Базанов, Н.Я. Эйдельман, Р.Ф. Юсуфов, С.В. Чекалин, Ф.З. Канунова), раскрывающих те процессы, которые происходили в русской литературе. При этом в ряде исследований сделаны ценные наблюдения. Прежде всего это касается образа горца в русской литературе, особенностей национальной культуры горских народов в восприятии русских писателей – эти наблюдения будут учитываться в нашем исследовании.
    Многие факты биографии Лермонтова еще до конца не ясны. Это касается, прежде всего, военной карьеры поэта, что и неудивительно – бесспорно, исследователи, занимавшиеся изучением и уточнением лермонтовских жизненных перипетий, были выдающимися искусствоведами, литературоведами, филологами, краеведами, но не военными историками. Биографии Лермонтова писали (и пишут) именно гуманитарии, слабо разбирающиеся в военной терминологии и военной организации.
    Тем более, произведения Лермонтова специально не рассматривались историками в качестве источника для воссоздания истории событий и процессов на Кавказе в первой половине XIX в.
    Всякое научное познание основывается на применении совокупности познавательно-исследовательских методов. В конкретном виде научное познание представляет собой изучение определенных явлений и процессов объективной реальности и направлено на решение тех или иных исследовательских задач, т.е., научных проблем. Поэтому основой исторического исследования являются научные методы.
    Специфика каждого из этих методов определяется особенностями объекта познания и предметом исследования. Объектом данного исследования являются произведения Лермонтова, а предметом – отношение офицера-поэта, представителя дворянского сословия российского общества XIX в., к процессам и событиям, происходившим в период Кавказской войны.
    К числу основных общеисторических методов научного исследования И.Д. Ковальченко относит историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный. Некоторые из них были использованы в процессе данного исследования.
    Суть историко-генетического метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций, изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Познание идет (должно идти) последовательно от единичного к особенному, а затем — к общему и всеобщему. По логической природе историко-генетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации об исследуемой реальности — описательным. Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.
    Таким образом, историко-генетический метод представляет собой наиболее универсальный, гибкий и доступный метод исторического исследования.
    В настоящем исследовании историко-генетический метод применяется достаточно широко. В частности, в структуру работы был положен принцип причинно-следственных связей: в исследовании мы рассматриваем причины создания Лермонтовым целой серии «кавказских» произведений, причины сложившихся взглядов поэта.
    Историко-сравнительный метод давно применяется в исторических исследованиях. В процессе сравнения открывается возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности изучаемых явлений. Этот метод в настоящей работе применялся, в частности, для наиболее полного описания представлений о Кавказской войне в обществе и литературе.
    Помимо общеисторических методов, существуют особые методики изучения местной и военной истории, которые использовались нами при работе над исследованием.
    Значимые и актуальные задачи стоят перед данным исследованием по причине отсутствия фундаментальных научных исследований по изучаемой проблематике. Этот факт позволяет говорить о научной новизне исследуемой проблемы, дальнейших перспективах ее разработки.
logo

Другие работы