Номер: 68700
Количество страниц: 10
Автор: proffi61111
Контрольная История государства и права зарубежных стран, номер: 68700
260 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
1. Якобинская диктатура и ее место в истории французской государст-венности
В спорах о Великой французской революции, которые вели отечественные исследователи в последнее десятилетие, немало внимания уделялось эпохе Конвента. Это не удивительно: после 1917 г. якобиноцентризм стал одной из наиболее характерных черт отечественной историографии данной темы. Но ес-ли в 30-х и 60-х годах полемика разворачивалась главным образом по вопросу о классовой сущности власти 1793-1794 гг., то в наши дни объектом критики стали авторитаризм и террористический характер якобинской диктатуры. Пере-оценки носят концептуальный характер, в основе их - признание приоритета общечеловеческих ценностей перед принципами революционной морали и це-лесообразности.
Французские события вековой давности были своего рода зеркалом, в ко-торое смотрели ученые, размышлявшие о судьбах России. "Кто начал жить в 60-70 годы, тот не мог не задумываться над тем, когда и как захватит Россию в свой неудержимый поток длительная западноевропейская революция, начавшая уже со времен декабристов оказывать влияние на передовые круги нашего об-щества", - писал Н.И.Кареев в автобиографической книге "Прожитое и пере-житое". Важнейшим событием этого общеевропейского процесса была, по его мнению Великая французская революция, сокрушившая феодальные институты и распространившая повсеместно идеи индивидуальной свободы и конститу-ционализма.
После провозглашения Генеральных штатов Национальным Собранием во Франции установился режим деспотизма и анархии. Таким образом, отсчет времени "якобинского владычества" начинался едва ли не с первого года рево-люции. Идеологической предпосылкой якобинизма, В.И.Герье называл рацио-нализм Просвещения. Философы абсолютизировали возможности разума в ущерб традиционной вере. Даже "либерал" Монтескье, пропагандировавший неверно им понятую английскую конституцию без учeта реалий политического положения и государственно-правовых традиций Франции, способствовал по-пулярности "радикалов" во главе с Руссо, которые ввергли страну в пучину анархии. В оценках феномена якобинизма Тэном и Герье преобладали психо-логические критерии. Якобинец - человек с чрезмерным честолюбием, фанатик и доктринер. Таких людей всегда можно встретить в обществе, в особенности среди молодежи. Революция же вывела их на авансцену. Составляя меньшинст-во нации, якобинцы могли держаться у власти лишь посредством террора. Именно этим Герье объяснял деспотизм II года.
Кареев принадлежал к иному поколению либералов, он высоко ценил Ве-ликую революцию XVIII в. за реализацию "принципов 1789 года" - упраздне-ние феодальных структур, обеспечение свобод и гражданского равенства. Яко-бинский период Кареев рассматривал как локальный эпизод в ходе революции, которая,в силу ряда обстоятельств, "не удержалась" на этапе конституционной монархии и жирондистской республики. Спор Герье и Кареева был продолже-нием на русской почве известной полемики между И.Тэном и А.Оларом.
По мнению русского историка, наиболее существенным качеством яко-бинцев была приверженность идее государственности. Якобинцы видели в го-сударстве великую силу, которая должна подчинить себе все проявления чело-веческого бытия, воспитывая гражданина для своих целей, требовать от него полного повиновения, устанавливать в частной и социальной жизни все, начи-ная с мелочей поведения и кончая религией, которая тоже должна быть граж-данской. Нежелание подчиниться общему режиму во имя государства и было признаком "инцивизма", отказа от исполнения первого условия общественного договора, заключающегося в полном отчуждении прав в пользу всех : такого человека нужно было принудить к "цивизму". Считая необходимою диктатуру для спасения отечества от внешних врагов, якобинцы видели в той же диктату-ре средство всех французов сделать настоящими "гражданами" и "патриота-ми"... "Святое насилие"... было главным средством, употреблявшимся якобин-цами... они возвели террор в систему". Итак, диктатура и террор были обуслов-лены особенностями доктрины, которую исповедовали якобинцы.
2. Наполеон Бонапарт как выдающийся государственный деятель и зако-нодатель
Другие работы
1950 руб.
1950 руб.
390 руб.