Номер: 67501
Количество страниц: 42
Автор: proffi61111
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви, номер: 67501
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение
Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг.стр.
Глава II. Положение церкви. Реакция церковников на смену политического курса
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) изучен еще не в полной мере. Два десятилетия назад историки не могли даже помыслить о публикациях и исследованиях данной проблемы. В первую очередь это было связано с невозможностью использования «закрытых» фондов архивов. Но и сейчас не все дела Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР доступны для изучения историков. Все же в последнее время появились новые возможности для работы с источниками по новейшей истории Русской православной церкви.
История хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. Поэтому проблема государственно-церковных отношений исследуемого периода напрямую связана с современностью. В Российской Федерации истекшее десятилетие ознаменовалось широким процессом демократизации религиозной сферы. В последние годы усилия государства были в основном направлены на разрушение ранее сложившихся отношений советского государства и религиозных организаций, на приспособление к нынешней переходной российской политической ситуации, на выработку новой модели государственно-церковных отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1953 г. (смерть И.В. Сталина) по октябрь 1964 г. (отстранение Н.С. Хрущева от занимаемых должностей). В 1953 г. после смерти И.В. Сталина началась борьба за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. В 1953-64 гг. наблюдалась очень интересная метаморфоза государственной власти. Наряду с процессами либерализации в обществе, именуемыми «оттепелью», наблюдалось тотальное наступление на права верующих. Хотя в предыдущем периоде диктаторского владычества И.В. Сталина после 1943 г. мы видим в целом лояльное отношение к церкви. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953-1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализацию внутренней и внешней политики; 1958-1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, так как гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956 г.) произошли именно в период «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.
При подготовке данной темы использовались опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты советского государства за период 1953-64 гг. по проблемам свободы совести и вероисповеданий, протоколы и документы партийных съездов, съездов и соборов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления; дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей. Необходимым источником для раскрытия истории государственно-церковных отношений этого периода явилась периодическая светская и церковная печать, разнообразные издания религиозных организаций.
По исследуемой проблеме в исторической литературе встречается ряд мнений, которые по разному характеризуют церковную политику государства и положение церкви в 1953-64 гг. В советский период отечественной истории эта тема рассматривалась в основном не столько с научных позиций, сколько с точки зрения политической целесообразности, практической надобности органов власти и управления. Зачастую обращение к данной проблематике стимулировалось потребностями партийных органов в «разоблачении» религии и духовенства, в проведении антирелигиозной пропаганды. В к. 70-х гг. выходит в свет немалое число работ, где рассматривалась эволюция государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносились новые факты, свидетельства, высказывались неординарные суждения (В.А. Куроедов, Ю.А. Розенбаум). Период с середины 80-х годов и по настоящее время характеризуется преодолением 6ылых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России. Плодотворно разрабатывают данную проблематику В.А. Алексеев, О.Ю. Васильева, М.И. Одинцов, М.В. Шкаровский и др.
Положение религии, церкви и верующих в России и, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У. Коларз, У. Флетчер, Д. Эллис, Д.В. Поспеловский и др., чьи труды достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношений в России. Главным недостатком этих работ является политическая пристрастность.
Завершая краткий обзор литературы, посвященной истории взаимоотношения государства и церкви в СССР 1953-64 гг., отметим, что при всем ее многообразии изучение данной темы продолжается и является объектом настоящего исследования. На сегодняшний день эта тема нуждается в переоценке. Дело в том, что, как уже указывалось выше, значительная часть работ либо предвзята, либо находится под влиянием политизированной советской историографии. Это и создает необходимость формирования иного взгляда – нового и по возможности, непредвзятого.
Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н.С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:
- раскрыть основные направления религиозной политики советского государства в 1953-64 гг.;
- охарактеризовать положение Русской православной церкви в эти годы;
- рассмотреть реакцию церковников и верующих на проводившуюся в эти годы правительством церковную политику.
Методологическая основа данного исследования обусловлена темой работы, которая затрагивает аспекты истории, религиоведения, политологии. Для достижения цели использованы методы: системный, аналитический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.
В соответствии с поставленными целью и задачами в данной работе по проблемному принципу выделено две равнозначные по информационной составляющей главы. Первая глава посвящена изучению религиозной политики советского государства 1953-64 гг. Вторая – рассмотрению жизни Русской православной церкви в сложившихся условиях политической борьбы с религией.
Другие работы
390 руб.
390 руб.
260 руб.