355266 работ
представлено на сайте
Государственная политика Хрущёва в отношении церкви

Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви, номер: 67501

Номер: 67501
Количество страниц: 42
Автор: proffi61111
910 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Государственная политика Хрущёва в отношении церкви , Введение
Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг.стр.
Глава II. Положение церкви. ...

Автор:

Дата публикации:

Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
logo
Введение
Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг.стр.
Глава II. Положение церкви. ...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение
    Глава I. Основные направления государственной политики в отношении церкви в 1953-64 гг.стр.
    Глава II. Положение церкви. Реакция церковников на смену политического курса
    Заключение
    Список использованных источников и литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) изучен еще не в полной мере. Два десятилетия назад историки не могли даже помыслить о публикациях и исследованиях данной проблемы. В первую очередь это было связано с невозможностью использования «закрытых» фондов архивов. Но и сейчас не все дела Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР доступны для изучения историков. Все же в последнее время появились новые возможности для работы с источниками по новейшей истории Русской православной церкви.
    История хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. Поэтому проблема государственно-церковных отношений исследуемого периода напрямую связана с современностью. В Российской Федерации истекшее десятилетие ознаменовалось широким процессом демократизации религиозной сферы. В последние годы усилия государства были в основном направлены на разрушение ранее сложившихся отношений советского государства и религиозных организаций, на приспособление к нынешней переходной российской политической ситуации, на выработку новой модели государственно-церковных отношений.
    Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1953 г. (смерть И.В. Сталина) по октябрь 1964 г. (отстранение Н.С. Хрущева от занимаемых должностей). В 1953 г. после смерти И.В. Сталина началась борьба за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. В 1953-64 гг. наблюдалась очень интересная метаморфоза государственной власти. Наряду с процессами либерализации в обществе, именуемыми «оттепелью», наблюдалось тотальное наступление на права верующих. Хотя в предыдущем периоде диктаторского владычества И.В. Сталина после 1943 г. мы видим в целом лояльное отношение к церкви. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953-1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализацию внутренней и внешней политики; 1958-1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, так как гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956 г.) произошли именно в период «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.
    При подготовке данной темы использовались опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты советского государства за период 1953-64 гг. по проблемам свободы совести и вероисповеданий, протоколы и документы партийных съездов, съездов и соборов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления; дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей. Необходимым источником для раскрытия истории государственно-церковных отношений этого периода явилась периодическая светская и церковная печать, разнообразные издания религиозных организаций.
    По исследуемой проблеме в исторической литературе встречается ряд мнений, которые по разному характеризуют церковную политику государства и положение церкви в 1953-64 гг. В советский период отечественной истории эта тема рассматривалась в основном не столько с научных позиций, сколько с точки зрения политической целесообразности, практической надобности органов власти и управления. Зачастую обращение к данной проблематике стимулировалось потребностями партийных органов в «разоблачении» религии и духовенства, в проведении антирелигиозной пропаганды. В к. 70-х гг. выходит в свет немалое число работ, где рассматривалась эволюция государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносились новые факты, свидетельства, высказывались неординарные суждения (В.А. Куроедов, Ю.А. Розенбаум). Период с середины 80-х годов и по настоящее время характеризуется преодолением 6ылых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России. Плодотворно разрабатывают данную проблематику В.А. Алексеев, О.Ю. Васильева, М.И. Одинцов, М.В. Шкаровский и др.
    Положение религии, церкви и верующих в России и, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У. Коларз, У. Флетчер, Д. Эллис, Д.В. Поспеловский и др., чьи труды достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношений в России. Главным недостатком этих работ является политическая пристрастность.
    Завершая краткий обзор литературы, посвященной истории взаимоотношения государства и церкви в СССР 1953-64 гг., отметим, что при всем ее многообразии изучение данной темы продолжается и является объектом настоящего исследования. На сегодняшний день эта тема нуждается в переоценке. Дело в том, что, как уже указывалось выше, значительная часть работ либо предвзята, либо находится под влиянием политизированной советской историографии. Это и создает необходимость формирования иного взгляда – нового и по возможности, непредвзятого.
    Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н.С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:
    - раскрыть основные направления религиозной политики советского государства в 1953-64 гг.;
    - охарактеризовать положение Русской православной церкви в эти годы;
    - рассмотреть реакцию церковников и верующих на проводившуюся в эти годы правительством церковную политику.
    Методологическая основа данного исследования обусловлена темой работы, которая затрагивает аспекты истории, религиоведения, политологии. Для достижения цели использованы методы: системный, аналитический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.
    В соответствии с поставленными целью и задачами в данной работе по проблемному принципу выделено две равнозначные по информационной составляющей главы. Первая глава посвящена изучению религиозной политики советского государства 1953-64 гг. Вторая – рассмотрению жизни Русской православной церкви в сложившихся условиях политической борьбы с религией.
logo

Другие работы