Номер: 68575
Количество страниц: 86
Автор: proffi61111
Диплом Формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией, номер: 68575
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
1.1 Развитие мелкой моторики в онтогенезе 7
1.2. Виды речевой патологии 15
1.3.Особенности развития мелкой моторики при нарушениях речи у детей в старшем дошкольном возрасте 25
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений 2.1.Организация и методы эксперимента 32
2.2.Анализы результатов констатирующего эксперимента 40
Глава 3. Коррекция формирования и развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией.
3.1. Программа коррекции формирования артикуляционной и
мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией 48
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 56
Заключения 64
Список литературы 67
Приложения 72
Введение
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Особенно это относится к детям с нарушениями в речевом развитии. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.
Изучением детей с нарушениями речи занимался целый ряд отечественных ученных (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.). Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы коррекции нарушений речи при помощи развития мелкой моторики ребенка-дошкольника. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей и психологов, занимающихся с дошкольниками, у которых выявлены те или иные нарушения речи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению коррекции звукопроизношений через развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение формирования тонкой и артикуляционной моторики в системе логопедической работы у детей с речевой патологией.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с выявленной речевой патологией.
Предмет исследования – особенности развитии тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с различными видами речевой патологии.
Гипотеза – коррекция отклонений в развитии артикуляционной и тонкой моторики у дошкольников с речевой патологией должна строиться в зависимости от патогенеза речевого нарушения.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с речевой патологией.
3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития тонкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с нарушением речи.
4. Экспериментально изучить уровень развития тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.
5. Провести коррекцию развития артикуляционных и тонко моторных нарушений у дошкольников с речевой патологией.
Методы исследования:
1.Организационные методы.
2.Эмпирические - наблюдение, эксперимент, анамнестический метод.
3. Количественный анализ полученных результатов.
4. Анализ литературных данных – изучение медицинской, психологической, педагогической литературы.
Организация исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась в ДОУ я/с №1055 СВАО города Москвы.
В экспериментальную базу исследования были включены дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 25 человек. Пять детей представляют группу нормально развивающихся дошкольников, у остальных 15 человек были выявлены диагнозы:
- ФФНР без дизартрии – 5 человек
- ОНР без дизартрии – 5 человек,
- алалия 3-4 уровня – 5 человек,
- дизартрия – 5 человек.
Структура дипломной работы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается предмет, цель, ставятся задачи, методы работы.
В первой главе представлен обзор литературы по проблеме развития дошкольников с нарушениями речи: раскрываются этиологические факторы, дается характеристика речевой деятельности, описывается состояние артикуляционной и мелкой моторики, объясняется связь между состоянием моторной сферы и речевой деятельности.
Во второй главе представлены методики обследования состояния развития тонкой и артикуляционной моторики, а также результаты обследования.
В третьей главе описан комплексный подход к коррекции нарушений тонкой и артикуляционной моторики у детей с различными степенями нарушений речи. Основной принцип комплексного подхода по развитию моторной сферы ребенка заключается в постепенном переходе от пассивных движений к активным. Развитие мелкой и артикуляционной моторики является подготовительным этапом коррекции звукопроизношения.