Номер: 43366
Количество страниц: 90
Автор: proffi2
Диплом Эстетическое воспитание младших школьников, номер: 43366
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Развитие теории эстетического воспитания 8
1.1. Идеи зарубежного эстетического воспитания 8
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания 28
Глава 2. Понятие, сущность, роль в развитии личности современного эстетического воспитания младших школьников 41
2.1. Роль эстетического воспитания в развитии личности младших школьников 41
2.2. Понятие и сущность эстетического воспитания 46
2.3. Модель комплексной системы педагогических условий эстетического воспитания младших школьников 56
Глава 3. Комплексное эстетическое воспитание в семье и школе 59
3.1. Особености соблюдения педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в семье 59
3.2. Особенности соблюдения педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в системе общеобразовательного обучения 68
Глава 4. Эмпирическое исследование уровня эстетического развития младших школьников 77
Заключение 89
Список литературы 93
Приложение 1……………………………..…….………………………………96
Приложение 2……………………………………………………..…….……..113
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Великий немецкий философ Ф. Шиллер считал чрезвычайно важной задачу сделать человека эстетически воспитанным, ибо только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание . Нравственно - эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в окружающей действительности, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д.).
Проблема определения сущности эстетического воспитания, где выражается и его цель, имеет крайне важное значение, как для теории, так и для практики эстетического воспитания. Действительно, от понимания цели эстетического воспитания - сводится ли она к формированию эстетического сознания личности или включает в себя и развитие ее способностей и потребностей к эстетической деятельности - зависит содержание теории и практики эстетического воспитания. Необходим всесторонний анализ проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим важно подчеркнуть, что непосредственные задачи эстетического воспитания в обществе формулируются в соответствии с идеальными представлениями об эстетической культуре личности.
Конкретная реализация задач эстетического воспитания осуществляется в рамках системы образования, поэтому для определения его сущности в той или иной культуре необходимо рассмотреть его место и функции в системе образования в целом. Задача изучения традиций эстетического воспитания в различных странах и культурных традициях является чрезвычайно актуальной для России, поскольку в результате экономических и политических преобразований существенно изменилась социокультурная жизнь. В реформаторских проектах системе образования уделяется меньше внимания по сравнению с экономическими и политическими вопросами. В процессе смены официально-государственных приоритетов набирает силу тенденция спада художественной и эстетической культуры. Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, воспринимающиеся в качестве второстепенных задач, явно оказываются отодвинутыми за черту актуальности.
Но законы жизнедеятельности людей таковы, что общество не может существовать, если происходит разрыв в цепи преемственности культурных ценностей, если из единого процесса его развития выпадает то или иное звено. Все больше в жизнь человека входит художественно-эстетическое начало, связанное не только с искусством, но также охватывающее эстетику труда и производства, быта и поведения. Эстетического отношения к себе требует природа, личные взаимоотношения людей. Сфера эстетического становится шире, а, значит, развивается социальная потребность в адекватном воспитании подрастающего поколения. Эстетическое воспитание как процесс подразумевает взаимодействие с образованием и предполагает получение начальных художественно-практических навыков и развитие творческих способностей в области искусства. Все эти факторы должны учитываться при разработке современных образовательных и воспитательных программ, действительно обеспечивающих коренное улучшение эстетического воспитания подрастающего поколения.
В сложившейся в России ситуации очень важным является формирование эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности. В «Законе Российской Федерации об образовании» среди основных принципов государственной политики в области образования назван «...гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека - свободного развития личности», который наряду с другими способствует решению задач «...формирования общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» .
В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается: в современных условиях становится очевидным, что «эстетическое образование начинает
играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» .
Объект исследования в настоящей работе – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – особенности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников.
Цель работы – изучить педагогические условия воспитания младших школьников. Поставленная цель дипломного исследования определяет необходимость решения следующих задач:
1. изучить понятие и сущность эстетического воспитания;
2. исследовать возрастные особенности эстетического воспитания младших школьников;
3. определить основные педагогические условия эстетического воспитания школьников.
Гипотеза исследования: эффективность эстетического развития может быть обеспечена при соблюдении следующих педагогических условий:
- единства образовательного пространства, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности ребенка;
- научно-обоснованного отбора произведений для изучения, учитывающего психологические особенности детей 7-9 лет, основанного на высоком художественном уровне работ и обращении к многообразию эстетических эталонов;
- реализации концепции эстетического воспитания младших школьников, направленной на творческое развитие личности, основой которого является формирование эстетических доминант восприятия, эмпатии и культуры воображения;
- разработки программ поэтапного эстетического развития младших школьников на основе интерактивности, диалога и игры.
Методологической основой исследования явились концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста (В.В. Алексеева, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов); труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин).
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной педагогике проанализирована и обобщена работа по эстетическому воспитанию младших школьников, выявлены ее ведущие тенденции и перспективы. Определены критерии эстетического развития младших школьников
Теоретическая значимость. Проанализирована концепция эстетического развития младших школьников, основанная на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач.
Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по педагогическому руководству эстетическим развитием младших школьников, направленная на развитие эмпатии и продуктивности творческого воображения, могут применяться в системе повышения квалификации и при подготовке в ВУЗах педагогов.
При написании работы был использован ряд методов исследования, как общенаучного характера, так и специальные психолого-педагогические методы, такие как анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент. Из категории общенаучных методов нами были использованы: библиографический, анализ, синтез, систематизация и интерпретация.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение.
Другие работы
390 руб.
390 руб.