Номер: 68469
Количество страниц: 120
Автор: proffi61111
Диплом Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности у старших дошкольников с особенностями общения со сверстниками, номер: 68469
3250 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования феномена «тревожности» и особенностей ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Понятие и специфика детской тревожности 7
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее
проявления 17
1.3. Особенности общения тревожных детей со сверстниками 26
1.4. Подходы к диагностике и коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности
у старших дошкольников с особенностями общения со сверстниками
2.1. Изучение тревожности и особенностей общения детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Коррекционная работа, направленная на снятие личностной тревожности у детей и проблем, связанных с общением со сверстниками 54
2.3. Анализ коррекционной работы с тревожными детьми старшего
дошкольного возраста 59
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 78
Введение
Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе «трудных», запущенных или социально неадаптированных. Эти трудности особенно начинают проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
Многоплановые психологические исследования проблемы формирования и развития тревожности в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии, ведутся уже давно. Эта проблема привлекла внимание многих отечественных и зарубежных психологов, найдя отражение в ряде работ А. Адлера, Б. Кочубея, А.И. Захарова, И.В. Имедадзе, Н.Л. Кряжевой, Л.В. Макшанцевой, Е. Новикова, А.М. Прихожана, З. Фрейда, К.Г. Юнга. Работы этих и других авторов охватывают в основном теоретический и экспериментальный пласт изучения данной проблемы, практических же разработок и апробированных программ коррекции тревожности у дошкольников существует не так уж и много, что и предопределяет научную значимость данной работы.
Разработка и апробация коррекционной программы для дошкольников с высоким уровнем тревожности поможет специалистам (психологам, воспитателям) и родителям в работе с детьми в возрасте 5-6 лет. Это и объясняет практическую значимость нашей работы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.
В связи с этим, целью нашего исследования является выявление и коррекция факторов, влияющих на содержание и динамику тревожности детей в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - личность ребенка в возрасте 5-6 лет.
Предмет исследования – содержание и динамика состояния тревожности у детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Гипотеза:
1. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.
2. Высокий уровень тревожности у дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить только при целенаправленной организации коррекционной программы, которая бы включала в себя не только работу с самим ребенком, но и подразумевала бы вовлечение в психолого-педагогический процесс воспитателей детских садов и родителей.
Задачи.
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Выявить причины возникновения тревожности и условий ее проявления.
3. Охарактеризовать особенности общения тревожных детей со сверстниками.
4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня тревожности и провести исследование в рамках констатирующего эксперимента.
5. Разработать и апробировать программу коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Для выявления эффективности программы провести повторное тестирование детей в возрасте с 5 до 7 лет.
Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек. Экспериментальной базой исследования явилось ДОУ № 2123.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап – проведение теоретического анализа литературы, рассмотрение понятия детской тревожности, причин возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста, особенностей общения тревожных детей со сверстниками, а также условий и способов диагностики и коррекции тревожности у старших дошкольников.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.
Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Другие работы
330 руб.
650 руб.