Номер: 1912
Количество страниц: 94
Автор: umnica
Диплом Эмоционально-личностные особенности подростков с разными типами суицидального поведения, номер: 1912
3120 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы 6
1.1. Подростковый возраст как кризисный период в жизни ребенка 6
1.2. Семейная организация. Особенности родительского отношения к подростку 18
1.3. Проблема суицидального поведения. Определение суицида. Классификации. Суицидальное и самоповреждающее поведение. 29
Глава 2. Экспериментальная часть 42
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Целью данной работы явилось изучение эмоционально-личностных особенностей подростков с разным типом суицидального поведения (демонстративно-шантажный суицид и самоповреждающее поведение) Задачами данного исследования являются:
1. Выявить связь типа суицидального поведения с эмоциональными особенностями подростков (общий фон настроения, страхи, самооценка, степень самопринятия, психологические защиты, эмоциональное развитие);
2. Выявить связь между акцентуацией характера и типом суицидального поведения;
3. Установить зависимость типа суицидального поведения от степени конфликтности семейных отношений.
4. Сравнительный анализ эмоциональных особенностей у подростков с и без суицидального поведения
Характеристика используемых методов:
Т.к. главной задачей подросткового возраста является сепарация от семьи и установление эмоционально-личностных отношений со сверстниками в обследование нами были включены методики, позволяющие определить эмоционально-личностные отношения испытуемых подростков со сверстниками.
При обследовании испытуемых нами были использованы следующие методы:
- метод клинической беседы,
- опросник родительского отношения ADOR,
- патохарактерологический диагностический опросник для подростков,
- методика «Незаконченные предложения»,
- тест Люшера,
- цветовой тест отношений, а также рисуночные методики: рисунок несуществующего животного и рисунок семьи.
Клиническая беседа представляла собой начальный этап диагностики, способствующий установлению контакта с подростком. Выяснялись автобиографические данные, особенности актуального состояния, личности больного, семейной ситуации, взаимоотношений со значимыми другими. Беседа помогала составить первичное мнение о подростке, посмотреть паттерны взаимодействия. У суицидентов выяснялись ситуация, причины суицидальной попытки, ее оценка в настоящее время.
Опросники:
В нашем исследовании использовались опросники (ADOR, ПДО), позволяющие обратиться к сознательному уровню личности.
ADOR - опросник, предназначенный для выяснения семейной ситуации глазами подростка. Каждому подростку предлагалось заполнить бланк, каждый из которых потом обрабатывался. Опросник предполагает оценку отношения родителей к подростку самим подростком по пяти шкалам: шкале позитивного отношения, шкале директивности, шкале враждебности, шкале автономности и шкале (Практикум по возрастной психологии, 2001)
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) использовался нами для определения типа акцентуации характера подростка, возможности развития психопатии, а также для выяснения некоторых личностных особенностей, таких как психологическая склонность к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и др. Дополнительные шкалы этого опросника позволяют оценить склонность к депрессиям, риск социальной дезадаптации, риск злоупотребления наркотиками и др. ПДО также используется для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков. (А.Е. Личко, 1994)
Проективные методики:
Проективные тесты представляются нам наиболее адекватными для обследования эмоционально - личностных особенностей подростка, т.к. они открывают доступ к неосознаваемым переживаниям, неосознаваемым отношениям.
Незаконченные предложения - полупроективная методика, которая позволяла нам получить дополнительные сведения об отношении к себе, к матери, к отцу, а также об отношении к будущему, чувстве вины, ожиданиях. (Практикум по возрастной психологии, 2001)
Тест Люшера позволял нам получить дополнительные сведения о эмоциональном состоянии подростка. Преимуществом этого метода является невозможность фальсифицировать результаты. (Люшер, 1996)
Цветовой тест отношений использовался для выяснения неосознаваемого отношения подростка к себе самому, к членам своей семьи. (А.М.Эткинд, Практикум по психодиагноститике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. M.I 990)
Рисунок несуществующего животного. Эта методика использовалась в стандартном варианте. Методика была направлена на выяснение особенностей эмоционально-личностной сферы (характера самоотношения подростков, специфики защитного поведения, особенностей взаимоотношения с другими). Особенное внимание уделялось описанию подростком характера животного, его места жительства (где и с кем живет), отношений с другими животными (наличие друзей-врагов), а также особенностям поведения в ситуации опасности, нападения врагов. Благодаря снятию мотива социальной желательности и высокой степени неопределенности методика «Рисунок несуществующего животного» позволяет получить информацию о бессознательных переживаниях подростка. (Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. M.I 990).
Рисунок семьи.
Эта методика также относится к разряду проективных, она позволяет лучше понять и проанализировать семейную ситуацию подростка, иллюстрирует бессознательное отношение ребенка к своей семье и своему месту в ней. Методика направлена на диагностику переживаний и восприятия ребенком своего места в семье и семейных взаимоотношениях, выявление семейных конфликтов. (Хоментаускас,1987)
Обследование каждого испытуемого проходило в две встречи. На первой встрече подростку предлагалось заполнить опросники, а на второй проводилось проективное исследование.
В нашем исследовании приняло участие 32 подростка (13 подростков экспериментальная группа и 19 подростков - контрольная группа)
Другие работы
330 руб.
650 руб.