Содержание:
1. Понятие, формы и виды экологического контроля 2
2. Экологический мониторинг 6
3. Государственный экологический контроль 12
4. Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства 14
Задача № 1Законодательным собранием области было принято Положение о порядке распоряжения природными ресурсами области и охраны окружающей среды. В нем в частности предусматривалось оставить введении законодательного собрания
• Выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ предприятиями
• Утверждение планов-мероприятий по оздоровлению окружающей среды
• Выдачу лицензий на захоронение вредных веществ
• Организацию экологического просвещения
• Выдачу разрешений на продажу некоторых продуктов жизнедеятельности животных за рубеж
Областная администрация полагает, что не все перечисленные вопросы должны обсуждаться и рассматриваться в органах законодательной власти. Часть из них должна находиться введении областной администрации. Ваше мнение.
19
Задача № 2У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:
- деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;
- деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;
- проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;
- деятельность по сбору, утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);
- экологическая паспортизация производственных, хозяйственных и иных объектов;
- экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;
- экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;
- экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;
- разработка раздела ""Охрана окружающей среды"" в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной документации;
- разработка проектов нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воздействия на окружающую среду; лимитов размещения отходов производства и потребления; проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов; разработка экологических обоснований на ведение (расширение, изменение) хозяйственной и иной деятельности; проведение замеров, измерений, выполнение анализов в области экоаналитического контроля, за исключением радиационного;
- проведение исследований состояния компонентов окружающей среды и природных объектов;
- оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования;
- работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;
- проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий; проведение работ по озеленению территорий; проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объектах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;
- установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;
- пусконаладочные работы и эксплуатация оборудования природоохранного назначения;
- установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды; экологический консалтинг.
При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что, поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона ""О лицензировании отдельных видов деятельности"", они не подлежат лицензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Государственный комитет охраны окружающей среды г. Москвы (Москомприроду).
В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содержится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г . № 24, следовательно, они лицензируемые. Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?
23
Задача № 3Арбитражный суд Рязанской области своим решением взыскал в пользу истца – областного комитета по охране окружающей среды – с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан. Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Являются ли действия комбината противоправными? В чем разница между ответственностью за правомерное и неправомерное причинение вреда природной среде? 27
Список использованных источников и литературы 29