Номер: 47606
Количество страниц: 70
Автор: proffi2
Диплом Антифеодальные движения и тайные общества в средневековом Китае, номер: 47606
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА
ГЛАВА II. АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ ВОССТАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВАН СЯО-БО, ЛИ ШУНЯ И ЧЖАН ЮЯ
2.1. Восстание 993-997 гг. под руководством Ван Сяо-бо,
Ли Шуня и Чжан Юя.
2. 2. Восстание тайного общества «Милэцзяо» под руководством Ван Цзэ (1047-1048 гг.)
2.3. Восстание 1120-1122 гг. под руководством Фан Ла.
2.4. Восстание 1130г. под руководством Чжун Сяна.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Тайные общества и секты Китая играли огромную роль в организации и развертывании народной вооруженной борьбы против гнета и произвола феодальных и милитаристских кругов, чиновников, помещиков и иностранных империалистов в новое время и новейшее время, до победы народно-демократической революции 1949 г.
История еретических сект в Китае восходит, по-видимому, к секте “Тайпин-дао” (“Учение о пути великого равенства”), созданной даосским праповедником Чжан Цзяо во II в.н.э. и возглавлявшей тогда же мощное народное восстание “Желтых повязок”. Среди этих сект наиболее известной была секта “Байлянь-цзяо”,(“Секта Белого лотоса”), которая возникла еще в XI в. на острове буддий-ской религиозной организации “Ляньшэ”(“Общество лотоса”), созданной в 402 г. монахом Хуй Юанем. “Байляньцзяо” сыграла огромную роль в организации воо-руженной борьбы народных масс против монгольских поработителей Китая в XIV в.
В 1799-1804 гг. она возглавила мощное антиманьчжурское и антифеодаль-ное восстание крестьян в ряде провинций страны. В период новой истории, в по-следней четверти XVII в., наряду с “Байляньцзяо”, распространявшей свое влия-ние главным образом в районах к северу от р.Янцзы, в южных провинциях появ-ляются первые тайные общества с гораздо менее выраженной религиозной окра-ской, действующей под лозунгом “Свергнем (маньчжурскую) династию Цин, восстановим (китайскую) династию Мин”.
Для XVIII в. и первой половины XIX в. они чаще всего известны в литера-туре под общим названием “Тяньдихуй” (“Общество неба и земли”), “Саньхэхуй” (“Триада”), “ Cаньдяньхуй” (“Общество трех точек”), “Хунмынхуй”(“Союз брат-ства Хунов”).
Наибольший количественный рост и рассвет деятельности тайных обществ относится к середине XIX – первому десятилетию XX в., что связанно, по-видимому, с огромным ростом численности людей, потерявших средства к суще-ствованию в результате тех изменений, которыми сопровождалось вторжение иностранного капитала в страну и превращение её в полуколонию капиталисти-ческих держав.
По мере распространения деятельности тайных обществ на районы, распо-ложенные к северу от Янцзы, и деятельности еретических сект на южные про-винции постепенно стирались различия между ними. Ряд тайных обществ, осо-бенно в южных и приморских районах и в бассейне р.Янзцы, приобрёл характер бандитских организаций, тогда как огромное большинство их продолжало сохра-нять характер примитивных политических организаций, по-прежнему действо-вавших под лозунгом “Свергнем Цин, восстановим Мин”. На рубеже XIX и XX вв. они действовали и под антииностранными, антихристианскими лозунгами. На эти в основном крестьянские организации пытались опереться китайские буржу-азные революционеры в конце XIX и в начале XX в. После свержения маньчжур-ской династии Цин в ходе буржуазной революции 1911-1913 гг. многие тайные союзы традиционного типа прекратили свое существование, поскольку их основ-ная цель была достигнута, другие превратились в организации крестьянской са-мообороны, третьи – в гангстерские организации и т.д. Ряд тайных союзов, осо-бенно в районах, расположенных к северу от Янцзы, продолжал активно дейст-вовать в период буржуазно-демократической революции 1924-1927 гг. и позднее. В годы господства гоминдановской реакции в стране гангстерские тайные союзы в Шанхае и некоторых других городах использовались гоминьдановцами для расправы с революционными элементами. Ко времени победы народно-демократической революции сохранившиеся секты и общества стали, по сущест-ву, подрывными организациями в руках всевозможных реакционных элементов, руководивших ими. Поэтому вскоре же после создания КНР были приняты меры к ликвидации тайных обществ и сект.
В данной работе рассматривается история тайных обществ в Китае второй половины X – конца XIV в.
Западная историография, в которой проблемы Китая занимают ныне исклю-чительно большое место, всячески стремиться опровергнуть объективный факт поступательного характера движения китайского средневекового общества, трак-тует его имманентно стабильным, в этом смысле традиционным, пытается во чтобы то не стало отрицать наличие в его недрах потенции прогрессивного раз-вития, игнорируя место и значение классовой борьбы как одного из исторически закономерных внутренних источников в одной из движущих сил этого развития.
Отечественная наука видит в классовой борьбе одну из основных черт фео-дальной эпохи, один из важнейших факторов прогресса средневекового общества в Китае, как и во всех иных странах мира. Без изучения этого фактора ( в ком-плексе с другими) невозможно объяснить динамику феодального строя, его внут-ренних стадий и переходов.
В наши дни научно-теоретическая общественно-политическая актуальность проблематики средневековых народных движений возросло в связи с тем, что в китайской медиевистике как и в других отраслях исторической и иных общест-венных наук КНР, с конца 50-х годов возобновляли официально санкциониро-ванные концепции, в корне расходящиеся с марксистко-ленинской трактовкой кардинальных вопросов теории и истории феодализма.
Словом, ряд проблем истории антифеодальных восстаний даже времен, от-деленных от нас столетиями, приобрел сейчас особое значение. Это такие, на-пример, проблемы общего, концептуального и конкретного, но принципиального характера, как роль крестьянства и его классовой борьбы в развитии общества, разнообразие путей, форм и средств народного противодействия феодальному гнету: общее и особенное в истории повстанческих движений в Китае и других странах в эпоху средневековья; роль, которую играли в общем процессе массовой борьбы некитайские народности; общественно- политическое сознание средневе-кового крестьянства, в частности, место и значение наивно-монархических пред-ставлений; понятие “крестьянская война” и т.д.
Историография проблемы религиозного сектантства возникает с конца XVIII – конца XIX в. в ней можно выделить три основных направления.
Обращает на себя внимание следующий парадокс: представители первых двух направлений формально рассматривали тему сектантства под разными уг-лами зрения, на протяжении двухсот лет повторяли интерпретацию официальных правительственных документов. Последние же рассматривали последователей народных сект как политических смутьянов, бунтовщиков, которые использовали некие идеи распространения беспорядков и мятежей. Этим объясняется и тот факт, что ученые останавливались в своих изысканиях, доведя, например, изуче-ние судеб манихейства, буддийского учения “Чистой Земли” Амитабы или культа Майтрейи в Китае до такого момента их “вырождения”, как приобщение к дви-жениям низов, т.е., говоря иначе, до “использования” авторитета той или иной религиозной традиции в политических целях. Фактом “использования”, таким образом “перекрывал” и пути дальнейшего изучения народного сектантства со стороны академического религиоведения.
Практически аналогичным был подход и представителей иного направления, рассматривавшего названную проблему с точки зрения оценки места сектантских движений в политической истории Китая. Исследователи, принадлежащие к са-мым разным эпохам и научным школам, в конечном счете оперировали одной и той же схемой, согласно которой “главари” восстаний поднимали простой народ, крестьянство, ”используя” религиозные идеи и верования, игравшие соответст-венно роль “оболочки”.
В итоге оба направления рассматривали тончайший и сложнейший механизм взаимоотношений, взаимопроникновении и слияния глубинных свойств челове-ческой психики, духовных ценностей и исканий с внешними, социально значи-мыми акциями достаточно прямолинейно и ограниченно, что делало их далекими от исторически адекватного научного анализа. Только к 70-м годам нашего века стала оформляться принципиально новая трактовка китайских сект, как народных религиозных движений.
Именно так может быть сформирован общий итог попыток создания более точной и емкой типологии китайских народных объединений в работах синоло-гов, занимавшихся проблемами сектантских религий и истории крестьянских движений (в России - В.И.Илюшечкин, Б.М.Новиков, Е.Б.Поршнева, Н.К.Чеканов; за рубежом – Дж.Дардесс, С.Накин, Д.Овермейер, М.Топли, Ж.Шено, Р.Чу Юньдэ). Определение “народные религиозные движения” доста-точно полно отражает природу изучаемого феномена, учитывая как его место в социально-политической истории, так и особую роль в развитии духовной тради-ции народных движений, происхождения и существа характеризующих их идей, а также провозглашаемых ими целей.
Иными словами, исследователи, составляющие это новое, четвертое направ-ление в истории изучения проблемы сект, предлагают рассматривать прежде все-го как структуру в китайской религиозной истории, что и определяет их основ-ную социальную функцию. Но одновременно феномен сектантства в силу при-сущего ему особо тесного слияния простонародно- ориентированной, массовой религии с конкретной исторической ситуацией проявлял свой общественный ха-рактер, также и в акциях прямой, насильственной, социально-политической на-правленности.
Прежде, чем перейти к более детальному и последовательному анализу сущ-ности и процесса формирования названных историографических направлений, необходимо остановиться на вопросе терминологических дефиниций. Слово “секта” (“secta”) латинского происхождения и имеет несколько значений, в том числе “школа”, “учение”, “политическое течение” или “группировка”. Но в дан-ном случае нас интересует наиболее распространенное и основное иго значение – как названия “различных религиозных групп, общин и объединений, отделив-шихся от господствующих направлений в буддизме
Другие работы
390 руб.
390 руб.
390 руб.
390 руб.