Номер: 169600
Количество страниц: 90
Автор: luddmit
Диплом Концепт власть в английском, номер: 169600
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и методология когнитивной лингвистики 7
1.1. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология 7
1.2. Понятие картины мира в современной лингвистике 10
1.3. Концепт и когнитивная метафора 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Концепт в англоязычной картине мира 22
2.1. Сущностные характеристики, базовые признаки и структура лингвокуль-турного концепта 22
2.2. Классификация лингвокультурных концептов 35
2.3. Способы описания репрезентации концепта с помощью языковых средств 39
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Концептуализация власти и языковые средства объективизации кон-цепта POWER в английском языке 46
3.1. Методы выделения концептуального поля POWER и семантика ключевого слова 46
3.2. Состав и структура концептуального поля POWER 53
3.2.1. Лексические единицы, репрезентирующие концепт POWER 53
3.2.2. Полевая структура концепта POWER 58
3.3. Репрезентация концептуального поля POWER в современной английской литературе 60
3.3.1. Концепт POWER в контексте жанра антиутопии 60
3.3.2. Репрезентация концепта POWER в романе Дж. Оруэлла «1984». 65
3.3.3. Язык власти в романе Дж. Оруэлла «1984» 68
Выводы по 3 главе 77
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложение 1 88
Приложение 2 89
Приложение 3 90
Каждый язык функционирует в рамках определенной картины мира, ко-торая есть система отраженных в языковой семантике образов, интерпрети-рующих опыт народа, говорящего на данном языке. В культуре каждого народа можно найти как элементы, присущие только данной общности людей, так и универсальные характеристики. Помимо информации общечеловеческой, об-щерегиональной, каждый язык сохраняет в себе информацию культурно-специфическую, характерную только для конкретного народа. Эта информация отражает особенности экономики, географии, общественного устройства, фольклора, всех видов искусства, науки, разных сторон быта, обычаев народа – носителя языка. Выявить специфические национально-культурные и универ-сальные черты того или иного народа помогают концепты – единицы культуры, составляющие языковую картину мира и представляющие собой некоторые сгустки жизненного опыта людей.
Лингвоконцепты есть «смыслы мировоззренческих универсалий» [Ворка-чев 2007: 21], в которых фиксируются ценностные доминанты, обеспечиваю-щие понимание мира и человека в рамках той или иной социальной общности. Изучение этих семантических сущностей даст возможность внести определен-ные коррективы в структуру языковых личностей, представленных в опреде-ленной лингвокультуре.
Одним из трудных для восприятия и неоднозначных для интерпретации концептов является концепт ВЛАСТЬ, функционирующий во многих нацио-нальных культурах и языках, в том числе и В английской лингвокультуре
Настоящее дипломное исследование выполнено в рамках
научно-лингвистической, парадигмы, которая предполагает рассмотрение структуры и содержания концепта. POWER, с одной стороны, как элемента языкового сознания, функционирующего в речевой деятельности представите-лей англоязычной лингвокультуры, а с другой стороны, – как элемента художе-ственного дискурса, представляющего собой индивидуально-авторскую оценку данного концепта.
Актуальность данной дипломной работы определяется тем, что выбран-ный нами для исследования концепт входит в число таких ключевых архетипи-ческих сверхуниверсалнй, таких укорененных общечеловеческих бытийных констант как жизнь, смерть, человек, мир, война, любовь и других, без которых немыслимо представление человека о себе и об окружающей действительности. Власть является одной из фундаментальных категорий, без которых практиче-ски невозможно построение завершенной, целостной картины мира, картины миропорядка. Изучение объема и структуры данного концепта, отражающего определенные явления жизни англоязычных этносов, представляет большую актуальность для когнитивной лингвистики, этнолингвистики, этнокультуроло-гии и социолингвистики, поскольку для адекватного межкультурного общения необходимо иметь представление не только об особенностях бытия этноса, на языке которого происходит коммуникация, но и о той концептосфере, которая находит свое выражение в лексико-семантической системе данного языка. Кроме того, несмотря, на то, что данный концепт уже не раз становился пред-метом филологических исследований различных направлений, большинство существующих исследований проводились на лексикографических или фольк-лорных (пословицы, поговорки, фразеологизмы источниках. Мы же в нашем исследовании остановились на репрезентации концепта POWER в художест-венном произведении, что, на наш взгляд, существенно расширяет представле-ние о данном концепте.
Объектом исследования является концепт POWER как компонент языко-вого сознания, вербализованного в современном английском языке.
Предметом выступают семантические, культурные, лексикографические, ассоциативные и художественные характеристики, определяющие структуру и содержание концепта POWER в англоязычной лингвокультуре.
Целью исследования является моделирование концепта POWER в анг-лоязычном языковом сознании и установление его структурно-содержательной специфики.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие за-дачи:
- определить статус когнитивная лингвистики и лингвокультурологии в научной парадигме;
- дать понятие языковой картины мира;
- рассмотреть проблему концептуализации языковой картины мира в рам-ках когнитивной метафоры;
- охарактеризовать базовые признаки и структуру лингвокультурного концепта;
- дать классификацию лингвокультурных концептов;
- определить способы описания репрезентации концепта с помощью язы-ковых средств;
- провести семантический и этимологический анализ лексемы power;
- выделить языковые единицы, вербализирующие концепт POWER;
- составить полевую структуру концепт POWER;
- выявить лексико-семантические средства репрезентации концепта POWER в художественном произведении.
Материалом для исследования послужили лексикографические источ-ники английского языка и роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984».
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней пред-ложена комплексная модель описания социально значимого и сложного по сво-ей структурно-содержательной организации концепта POWER в англоязычной картине мира, включающая этимологический, лексико-ссмантичсский и худо-жественный аспекты.
В дипломной работе мы использовали следующие методы исследова-ния:
-
- этимологический анализ (исследуется лексема power с точки зрения ее происхождения);
- структурно-семантический анализ (дается анализ структуры и семанти-ки лексических единиц, входящих в концептосферу POWER);
- контекстологический анализ (выявляется семантика лексических единиц концептосферы POWER на уровне контекста художественного произведения).
Теоретико-методологической базой настоящей работы являются моно-графии и научные статьи таких исследователей, как А.П. Бабушкин, Л.Ю. Буя-нова, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, В.В. Воробьев, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова, М.В. Пименова, З.Д. Попова и И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин, О.М. Смирнова, Ю.С. Степанов, Е.И. Шейгал, Р. Morriss, E.H. Rosh и др.
Структура работы состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.