Номер: 71217
Количество страниц: 39
Автор: proffi61111
Курсовая Конституционные гарантии местного самоуправления, номер: 71217
780 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
данная работа? Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
- Содержание:
Введение 3
Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 6
1.1 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 6
1.2 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 8
1.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 12
Глава 2. Современные конституционные основы и гарантии местного самоуправления в России 18
2.1 Компетенция органов местного самоуправления и их соотношение с государством 18
2.2 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 27
2.3 Важнейшие конституционные гарантии местного самоуправления 29
Заключение 34
Литература: 37
Введение
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного пе-реходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установле-ния местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирова-ния, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли ме-стного самоуправления в российском обществе и государстве.
Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого местного само-управления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.
В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на орга-низацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолже-ния государственной власти на местах.
Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объектив-ный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.
Важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя" , в котором госу-дарственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое це-лое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.
Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоне-вича, что "самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсю-ду до середины или даже до конца XIX века все европейское самоуправление носило чисто сослов-ный характер", далее, сравнивая стиль московского государственного устройства с западноевропей-ским, он пишет, что "в нем не было той разделенности, того торгашества, той "враждебности"... для отношений между центральной и местной властью". Этот стиль он определяет как "исключительный в истории человечества пример внутреннего единства, добившегося, прежде всего, полной само-стоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и само-управление".
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать ос-новные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов веде-ния и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, ка-сающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринима-ются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной исто-рии, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного са-моуправления.
Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, фило-софия, политология, социология;
• непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;
• противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и ме-стном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пассивности и полити-ческой апатии масс;
• отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; недоста-точное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточ-ность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;
• законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учета различ-ных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитиче-ских, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негатив-ным, чем к позитивным результатам организации самоуправления и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорга-низации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий местного самоуправле-ния и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие во-просы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаются также и региональ-ными органами государственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также между представительными и исполнительными органами местно-го самоуправления;
• неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разде-ления властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав ис-пользовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.
Таким образом, актуальность исследования вопросов, касающихся проблем местного само-управления, не вызывает сомнения. Целью данной работы станет исследование конституц2ионных основ и гарантий местного самоуправления.
Другие работы
1950 руб.
1950 руб.
390 руб.