352717 работ
представлено на сайте
Адаптация пятиклассников с средней школе

Диплом Адаптация пятиклассников с средней школе, номер: 48529

Номер: 48529
Количество страниц: 90
Автор: proffi2
2600 руб.
Купить эту работу
Не подошла
данная работа?
Вы можете заказать учебную работу
на любую интересующую вас тему
Заказать новую работу
essay cover Адаптация пятиклассников с средней школе , Введение
1. Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в средн...

Автор:

Дата публикации:

Адаптация пятиклассников с средней школе
logo
Введение
1. Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в средн...
logo
144010, Россия, Московская, Электросталь, ул.Ялагина, д. 15А
Телефон: +7 (926) 348-33-99

StudentEssay

buy КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ.
  • Содержание:
    Введение
    1. Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы……………………………………………..6
    1.1. Изучение социально-психологической адаптации младших подростков……………………………………………………………..6
    1.2. Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю………….……………………………………………………17
    1.3. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения…………………………………………………25
    2. Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы……………………………………………………………………35
    2.1. Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года……………………………………………………………………35
    2.1.1. Описание групп испытуемых и методов исследования..35
    2.1.2. Анализ результатов экспериментального исследования..38
    2.2. Работа психолога по формированию адаптации………..…42
    2.3. Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года………………………………………………………..47
    Заключение…………………………………………………………………52
    Литература…………………………………………………………………55
    Приложение 1………………………………………………………………59
    Приложение 2………………………………………………………………68
    Приложение 3………………………………………………………………73


    Введение
    Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.
    Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
    Актуальность проблемы. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.
    В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Г. А. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии [46].
    На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Г.М. Андрееева [2], Е.Ю. Балашова [4], Л.И. Божович [6], И.В. Дубровина [28], Т.Л. Ульянова [39]).
    В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную парадигму образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.
    Неисследованность факторов, условий, механизмов взаимосодействия пятиклассника и школы обнажает остроту следующего противоречия. С одной стороны, личности, обществу и государству настоятельно необходим высокий уровень адаптированности школьников к обучению, с другой стороны, отсутствует научно осмысленный, отрефлексированный опыт адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу в принципиально новых социально-экономических условиях. Отсюда вытекает проблема разработки и апробации личностно-ориентированных технологий адаптации школьников при переходе в основную школу.
    Актуальность противоречия и проблемы определила тему исследования: «Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы».
    Объект исследования - учащиеся пятого класса средней общеобразовательной школы.
    Предмет исследования – процесс успешной адаптации пятиклассников в основной школе.
    Цель исследования – изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.
    Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу: Адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.
    Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи нашего исследования:
    1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.
    2. Определить критерии успешной адаптации учащихся 5-х классов, разработать научно-методические рекомендации и тренинг адаптации.
    3. Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние научно-методических рекомендаций на адаптацию пятиклассников.
    Методологическую основу исследования составили:
    Теория адаптации и концепция этической педагогики, в соответствии с работами ряда авторов (И.В. Дубровина [28], Т.Л. Ульянова [39], А.Н.Леонтьев [17], Т.Д. Марцинковская [18], Г.И. Цукерман [46]).
    Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
    1. Теоретические методы - моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
    2. Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, изучение документации, опытно-экспериментальная работа.
    Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке психологического тренинга по обеспечению успешной учебной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе.
logo

Другие работы