Содержание:
Введение 3
Глава 1. История создания и членство в АСЕАН 7
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР и создание АСЕАН 7
1.2. АСЕАН как механизм интеграции 24
Глава 2. Современное состояние и перспективы интеграции стран АСЕАН 44
2.1. АСЕАН в условиях глобализации: противоречия и перспективы 44
2.2. Вектор внешней политики АСЕАН на примере отношений с РФ и США 62
Заключение 74
Список литературы 83
Введение
Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.
АСЕАН – это объединение десяти стран Юго- Восточной Азии : Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин, занимающих почти четыре с половиной милиона квадратных километров в стратегически важном перекрестке мировых коммуникаций. Там сходятся Азия и Океания, Индийский и Тихий океаны. Население входящих в Ассоциацию государств уже составляет порядка 500 млн. человек.
Первый документ- Декларация АСЕАН, или Бангкокская декларация , зафиксировавший появление на международной арене новой региональной организации, был принят 8 августа 1967г. на учредительной встрече министров иностранных дел 5 стран ЮВА: Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.
Основными целями этой организиции провозглашались следующие:
ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства;
укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в международных отношениях и Устава ООН
Бангкокской декларацией установились также руководящие органы Ассоциации. Высшим стала конференция министров иностранных дел стран- участниц, созыв которой предусматривался не реже одного раза в год. На ней должны были обсуждаться наиболее важные вопросы жизнедеятельности организации, в том числе, и о приеме в АСЕАН новых членов.
Принятие в 1984 году Брунея в члены АСЕАН продемонстрировало серьезное намерение первоначальных участников стать региональной организацией.
В 1992 году Лаос, Камбоджа, Вьетнам получили статус наблюдателя на конференциях министров. В июле 1995 года в Брунее на очередной конференции министров иностранных дел было объявлено о принятии в группировку Вьетнама.
В июле 1997 года в Малайзии состоялось 30-ая юбилейная конференция министров иностранных дел стран АСЕАН. На ней в члены Ассоциации были приняты Лаос и Мьянма. 30 апреля 1999 года была принята Камбоджа в Ассоциацию.
После окончательного формирования “ АСЕАН 10 ” Ассоциация государств Юго-Восточной Азии достигла полного соответствия своему названию, став подлинно региональной организацией. Она получила право выступать от лица всей ЮВА и претендовать на более прочное место в системе современных международных отношений.
В настоящее время АСЕАН представляет собой региональную организацию, которую характеризуют динамичное развитие и позитивный вклад в упрочение мира, стабильности и сотрудничества в ЮВА, АТР и во всем мире.
Свидетельством уважения к АСЕАН является тот факт, что крупнейшие индустриальные державы- США, Япония, Новая Зеландия, Канада и Европейский Союз, Китай, Индия , Австралия и Россия - придают большое значение своему статусу в качестве партнеров по диалогу.
В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, ценностью изучения практического опыта экономической интеграции зарубежных стран в условиях глобализации, а с другой - растущим экономическим потенциалом Юго-Восточной Азии в связи с начавшимися процессами сотрудничества АСЕАН с Китаем, Японией и Южной Кореей. Последнее обстоятельство в перспективе может значительно повлиять на баланс сил в мировой экономике и определяет важность критического анализа современных экономических связей России с АСЕАН и выявления возможностей их расширения.
Предметом исследования является состояние и динамика экономической интеграции стран АСЕАН, их внешние торгово-экономические связи и согласованная политика в отношении третьих стран и международных экономических организаций.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть важные проблемы экономической интеграции стран АСЕАН на современном этапе.
В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрена история создания и развития АСЕАН;
- исследованы основные интеграционные механизмы в АСЕАН;
- рассмотрены основные проблемы экономического развития стран АСЕАН и перспективы дальнейшей интеграции;
- исследованы вопросы сотрудничества и взаимодействия АСЕАН с Россией и США.